Глава осетинского населенного пункта Фарн Заурбек Галуев выступил по местному телевидению с рассказом о своем селении и проснулся знаменитым. Давал он интервью на осетинском языке, но люди не поленились перевести его речь субтитрами на русский, чтобы о его афоризме касательно происхождения мусорных свалок узнало как можно больше людей.
"Наша чистоплотность у нас в крови, - сказал Галуев. - Правда, вот сейчас мы все смешались. Раньше выходцы из нашего села брали в жены только девушек из Даргавского ущелья. А теперь все берут жен из разных ущелий. Вот так мы кровь и смешали, поэтому грязь появилась и в головах, и в селе".
В осетинском сегменте Интернета мгновенно появилось новое слово – "ущелизм", означающее, по мнению авторов, крайнюю степень местечкового национализма. Ведь действительно исторически так сложилось, что смешанные браки в Осетии не то что между выходцами из разных ущелий, но даже между представителями разных этносов всегда были нормой.
Председатель общественной организации "Высший совет осетин" Руслан Кучиев считает, что происхождение свалок – это "следствие падения общей культуры населения, когда человек старается содержать свой дом в чистоте и не интересуется тем, что у него за забором".
"Наши предки никогда не относились враждебно к смешанным бракам, они обращали внимание на другие качества – на уважение, которой пользовалась семья, какими делами она славилась и так далее. Смешанные браки не должны быть проблемой. Люди находят друг друга не по принципу 'свой – чужой', главное, чтобы обе стороны уважали культуру друг друга", - пояснил Кучиев в беседе с "Кавказ.Реалии".
По мнению экспертов, сегодня чаще всего заключаются браки внутри своей национальности.
Как указывает доктор социологических наук Хасан Дзуцев, осетины – всегда считались народом с прочными родственными связями.
"Поэтому при выборе спутника жизни мнение родственников также учитывается, - пишет социолог. - Человек иной национальности всегда остается в какой-то мере чужаком, особенно, если семья большая. Есть также мнение, что в современной Осетии общество уже не так ревностно относится к браку с человеком другой национальности. Если видят, что избранник или избранница любимы и уважаемы, то мирятся с этим".
Поддерживает его мнение и руководитель общественной организации "Иудзинад" Батраз Кучиев.
"Испокон веков осетины относились к бракам очень ответственно, - говорит Кучиев. – Они смотрели, какая фамилия, и если за ней закреплена дурная слава, то советовали не жениться на ее представительнице. Но браки не только 'между ущельями', но и между людьми разных национальностей встречались в Осетии всегда, потому что активно развивалась торговля. Просвещенные люди, которые оказывались за границей, в столицах, привозили невест оттуда. И они не только начинали говорить по-осетински или печь осетинские пироги, но их ставили в пример, если они были достойными членами общества".
Разумеется, статистики по бракам между ущельями не ведется. Нет отдельной статистики и по бракам между представителями разных национальностей. Однако, по данным социологов, количество приверженцев браков "со своими" выросло по сравнению с советским периодом. Так, социологический опрос 2014 года показал, что национальность в браке не имеет значения для 26% жителей Владикавказа и 18% жителей села. А вот в 1983-1984 годах таковых было 56 и 47% соответственно.
В городском отделе ЗАГСа "Кавказ.Реалии" рассказали, что, если раньше многие жители республики выходили замуж за европейцев, то сейчас больший уклон идет на Восток.
"Каждый месяц мы регистрируем несколько браков с гражданами Ближнего и Дальнего Зарубежья, - рассказала сотрудница Фатима Чельдиева. – В этом году Дальнее Зарубежье – это Израиль, Палестина, Сирия, Египет, Афганистан и Вьетнам. Обычно в месяц таких браков заключается два-три. И около десяти – с представителями стран бывшего Советского Союза".
А что касается мусора, с которого и началась вся история о "грязнокровках", активист Заур Гуриев, который вместе с волонтерами регулярно убирает свалки в той самой Даргавской котловине, поведал следующее.
"К нам ни разу не вышел ни один местный житель, чтоб помочь с уборкой их же земли, - написал Гуриев у себя в Instagram. - На этих экоакциях были представители армянского, русского, греческого, осетинского, грузинского народов, но не было ни одного жителя Даргавской котловины, за исключением бульдозериста, которому мы заплатили полную запрошенную им сумму безо всяких скидок".