В 2020 году на канале HBO вышел документальный фильм-расследование американского журналиста Дэвида Франса "Добро пожаловать в Чечню", посвященный преследованию ЛГБТК+ в Чечне и работе российских активистов, спасающих геев и лесбиянок на одной из самых сложных для волонтерской деятельности территорий Кавказа.
Это первый документальный фильм о преследовании ЛГБТ-людей в Чечне. В нем рассказывается о событиях 2017 года, когда чеченские власти начали репрессии против геев и лесбиянок. Речь шла о сотнях людей, которых преследовали и даже убивали.
В фильме показан отрывок интервью Рамзана Кадырова американскому телеканалу HBO, в котором он заявил, что геев в республике нет. При этом Кадыров назвал их "нелюдями" и проклял. В Кремле комментировать документальный фильм Франса отказались. "Мы считаем, что у нас много других, более важных дел", – заявил тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В июне этого года Дэвид Франс запустил подкаст на русском языке о Северном Кавказе под названием "Свобода (не) за горами". Его авторы заявляют, что это проект о жизни на Северном Кавказе, где от первого лица можно услышать истории о насилии, традициях, власти, страхе, а также борьбе, духовности, идентичности и корнях, сопереживании и человечности.
Кавказ.Реалии поговорил с Дэвидом Франсом и продюсером подкаста Игорем Мякотиным, который также работал над фильмом "Добро пожаловать в Чечню", о том, почему так важно привлекать внимание цивилизованного мира к проблемам ЛГБТК+ и других людей, которые ежедневно и ежеминутно страдают от пыток, похищений и преследований на Северном Кавказе.
– Как вы узнали о проблемах ЛГБТК+ в Чеченской республике и почему они настолько вас заинтересовали?
То, что это возможно у самых границ Европы, стало для меня огромным сюрпризом
– О том, что происходит в Чечне с ЛГБТК+, я узнал из статьи Маши Гессен в журнале New Yorker. Очевидно, что мы живем в то время, когда быть ЛГБТК+ становится все более опасным абсолютно повсюду, но нигде в мире нет правительственной кампании по пыткам и убийствам геев и лесбиянок. Именно поэтому меня ужаснула кампания по "очистке крови в Чечне", как описал ее глава республики Рамзан Кадыров. То, что это возможно у самых границ Европы, стало для меня огромным сюрпризом. И то, что этому уделяется слишком мало внимания, что этому ужасу позволяют продолжаться, подтолкнуло меня к попытке собрать доказательства о происходящем, задокументировать и, может быть, побудить людей что-то изменить.
– Как вам кажется, имеет ли преследование ЛГБТК+ в Чечне религиозную основу?
– Я не верю, что происходящее в отношении этих людей в Чечне и на Северном Кавказе – религиозная кампания. Это политическое предприятие, инициированное Путиным. Об этом уже можно говорить с полной уверенностью. Очевидно, что он поставил себе задачу продемонстрировать другим тиранам и автократам, что можно использовать страх обывателей перед ЛГБТК+-людьми и сделать из них козла отпущения.
Думаю, было бы ошибкой обсуждать преследование геев и лесбиянок в Чечне в контексте религии. Распространяемый в Чечне ислам сам по себе является политическим искажением религии в пользу кампании страха и доминирования.
– То есть Кадыров и Путин используют преследования ЛГБТК+ как инструмент для создания страха?
– Абсолютно! Они ищут способы укоренить это в традиционалистской культуре, и об этом говорится в первом выпуске нашего подкаста: как именно, деформируя религиозные убеждения из Корана и шариата, преследуя политические цели, выстраивают тактику запугивания и устрашения.
Вокруг этих политических задач и строится эта ужасная борьба не только против представителей ЛГБТК+ на Кавказе, но и против активистов-правозащитников, против феминисток, против людей, которые пытаются выступать за более справедливое общество.
– Настроить консервативное, закрытое чеченское общество против людей нетрадиционной ориентации не составило большой проблемы?
Принимали ли геев и лесбиянок в объятия – это один вопрос, а пытали и убивали ли их – совсем другой
– Я не знаток истории ни Чечни, ни Кавказа в целом, но принимали ли геев и лесбиянок в объятия – это один вопрос, а пытали и убивали ли их – совсем другой. И основа для этой широкомасштабной государственной, общественной и гражданской кампании, по факту представляющей собой геноцид, создана именно Кадыровым и исключительно ради достижения его политических целей.
Думаю, что ни одна религия не "любила" геев, но на протяжении столетий так или иначе им было позволено существовать, поэтому пытаться объяснить кровавый геноцид, который устроил Кадыров, опираясь на традиции или историю, на самом деле неправильно.
И это именно геноцид, потому что Кадырову недостаточно, чтобы ЛГБТК+ уехали из Чечни. Он садистски верит, что можно уничтожить всех квир-людей Чечни, убивая их.
– Кремль делает вид, что не видит этого, или ему все равно, что делает Кадыров?
– Ему не все равно. У Путина есть договоренность с Кадыровым: тот поддерживает пророссийские настроения и сохраняет эту часть Кавказа для России, а в обмен ему разрешают делать все, что ему нравится, каким бы садистским это ни оказалось.
Кадыров также сыграл ключевую роль во вторжении в Украину и направил много своих людей на передовую. Таким образом, Путин получает многое в обмен на лицензию безграничной власти в Чечне, которую он дает Кадырову.
– Раз уж мы заговорили о войне в Украине: в условиях санкций против России, принимая во внимание сложность получения виз, какие есть возможности для защиты и эвакуации людей с Северного Кавказа?
Как только стало понятно, что никакие федеральные законы в Чечне не работают, там установилась безнаказанность
– Важно понимать, что сегодня ЛГБТК+-людям в Чечне и на Северном Кавказе так же опасно, как и когда мы снимали фильм в 2020 году или еще раньше. Как только стало понятно, что никакие федеральные законы в Чечне не работают, там установилась безнаказанность. И то, что сейчас происходит, перешло все мыслимые границы. У нас есть источник, которого только что схватили и жестоко пытали в Грозном, и его возможности обратиться за помощью за пределы региона были очень ограничены.
Как вы знаете, организации по защите прав ЛГБТК+ в России подвергались прямым атакам Кремля в течение нескольких лет, некоторые из них были уничтожены, другие были объявлены иностранными агентами, поэтому им еще труднее собирать деньги для помощи и спасения людей. Но, несмотря на то что все стало намного сложнее, продолжает работать кризисная группа "СК SOS".
– Как возникла идея создать подкаст о Северном Кавказе?
– Когда мы снимали "Добро пожаловать в Чечню", у нас сложились хорошие отношения со многими активистами и правозащитниками в этом регионе, и всех их в последние месяцы заставили замолчать. Сейчас в России криминализирована возможность даже говорить о войне, уничтожены, закрыты все независимые издания. Наши контактные лица связались с нами и сказали: "Вы знаете, мы не можем ничего делать, но мы хотим вернуть внимание к сути того, что происходит в России, а именно на Северном Кавказе, и попытаться объяснить всем, насколько это серьезно". Мы согласились и взяли на себя продюсирование подкаста, зная, что его участники и источники информации должны быть анонимными. И, таким образом, мы здесь, в Нью-Йорке пытаемся использовать любую возможность, которая у нас есть, чтобы вернуть их голоса в Россию.
Игорь Мякотин, продюсер подкаста:
– Я согласен с тем, что говорит Дэвид о том, как ничтожно мало правдивой информации доходит из России, в особенности с Северного Кавказа. И ситуация стала намного тяжелее, чем много лет назад, когда были опубликованы первые репортажи о положении геев в Чечне. Сейчас, когда закрыты все независимые медиа, когда российская Госдума принимает закон, запрещающий "пропаганду нетрадиционных отношений" уже не только среди детей и подростков, но и среди взрослых, это может иметь катастрофические последствия.
Подкаст "Свобода (не) за горами" – о жизни на Северном Кавказе. О правах человека в целом, о правах гомосексуалов, о феминизме и правах женщин. Работа правозащитников на Северном Кавказе невероятно сложна, но некоторые из них, несмотря на все риски, продолжают свою деятельность, и наш долг предоставить им платформу, чтобы они могли высказать свое мнение и озвучить сложившуюся ситуацию.
– Почему подкаст именно на русском языке?
Мы считаем важным, чтобы люди из России были в курсе, что происходит в их собственной стране
– Для нас было очень важно донести информацию до русскоязычной аудитории, поэтому фильм "Добро пожаловать в Чечню" доступен бесплатно на канале BBC Russia. Мы считаем важным, чтобы люди из России были в курсе, что происходит в их собственной стране. Очень многие не знают, как живут люди на Северном Кавказе, что там происходит. Господствуют стереотипы и слухи.
После выхода первого эпизода подкаста мы получили очень много сообщений, в том числе от людей с Северного Кавказа, которые готовы делиться своим собственным опытом. Вот почему сейчас наше внимание сосредоточено на русскоязычном варианте. Мы не хотим упрочнять мифы о Кавказе, наоборот, нам важно дать зазвучать голосам с места событий.
– Вы проверяете достоверность рассказанных вам историй?
– Это действительно важная работа, которую наша команда делает на местах, у нас есть обширная сеть контактов. Все истории проверены, они рекомендованы кем-то, кто заслуживает доверия, правозащитниками и журналистами. Но наша команда действительно рискует, делая этот подкаст, поэтому и некоторые источники, и некоторые авторы подкаста анонимны, и мы не можем вдаваться в подробности, как именно они делают свою работу. У нас есть протоколы проверки информации, и мы следуем им.
– Возможно ли обеспечить безопасность героям вашего подкаста?
– Общение с источниками – всегда в первую очередь оценка рисков. Если человек в безопасности, например, за пределами России, мы используем его собственный голос. Но если для него есть какие-либо даже минимальные риски, мы сделаем все возможное, чтобы скрыть его личность. Голос будет изменен, любые детали, по которым его можно было бы узнать, не будут озвучены. Безопасность людей, с которыми мы говорим, является нашим приоритетом.
В завершение разговора с Кавказ.Реалии Дэвид Франс подчеркнул, что идея запустить подкаст именно на русском языке была совершенно очевидной по ряду причин, одна из которых – беззастенчивая пропаганда российских властей, которой с недавних пор практически некому и нечему противостоять:
– Одна из вещей, которая мотивировала нас, – социальные сети Кадырова, которые до начала войны насчитывали лишь тысячи подписчиков, а сейчас аккумулировали более двух миллионов. А в то же время любой голос правды и справедливости заглушен, и мы хотим внести свой небольшой вклад, чтобы показать остальным зрителям и слушателям, что официальная точка зрения не бесспорна.
***
В феврале 2021 года в Нижнем Новгороде силовиками были похищены уроженцы Чечни, братья Салех Магамадов и Исмаил Исаев, которым "Российская ЛГБТ-сеть" помогла уехать из республики в июле прошлого года. Позже их признали виновными в пособничестве терроризму.
Первыми, кто открыто заговорил о преследованиях из-за сексуальной ориентации в Чечне, стали житель Грозного Амин Джабраилов и уроженец Омской области Максим Лапунов. Они оба были арестованы и провели некоторое время в камерах в различных тюрьмах, где их избивали, пытали током и требовали назвать других представителей ЛГБТ-сообщества.
Позже стало ясно, что преследованиям из-за причастности к ЛГБТ в Чечне подвергаются не только мужчины, но и женщины. Свою историю рассказала сбежавшая после побоев в семье и насильственного "лечения" от бисексуальности Аминат Лорсанова. В 2021 году была похищена Халимат Тарамова, которая перед побегом также заявила о побоях и угрозах в семье.
19 апреля 2021 года Европейский центр по конституционным правам и правам человека совместно с "Российской ЛГБТ-сетью" подали в суд ФРГ заявление о возбуждении уголовного дела в отношении пятерых чиновников из ближайшего окружения Кадырова. Правозащитники обвиняют их в преследовании, незаконных арестах, пытках, изнасилованиях и принуждении к убийству как минимум 150 людей по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Чуть позже 29 стран мира напомнили властям России о международных рекомендациях расследовать преследования людей из ЛГБТ-сообщества на территории Чеченской республики. Речь идет о выводах, которые в декабре 2018 года сделал эксперт ОБСЕ. Он нашел "очевидные доказательства последовательных чисток, направленных против ЛГБТ-людей" в Чечне, наряду с многочисленными другими нарушениями прав человека.
Россия никак не отреагировала на это обращение.
Форум