Российское вторжение в Украину продолжается тринадцатый день, в нем участвуют военные из регионов Северного Кавказа, в том числе из мусульманских национальных республик. На этом фоне о войне высказались провластные религиозные деятели. Муфтий Чечни назвал ее "войной за пророка и ислам", а участие в ней – обязанностью мусульман. Другие муфтии более деликатны в выражениях, называя так называемую спецоперацию российских войск "вынужденной мерой". В свою очередь религиозные деятели в Украине призывают мусульман в России не воевать против единоверцев.
Позиция "официальных" муфтиев
Муфтий Чечни Салах Межиев назвал вторжение в Украину "войной за пророка и ислам". Война в Украине, по его словам, является благословенной для мусульман, а погибшие на этой войне "безусловно станут шахидами" (погибшими на пути Аллаха. – Прим.). Приводя аргументы в пользу дозволенности участия во вторжении, Межиев сравнил чеченских военных со сподвижниками пророка Мухаммада, которые "воевали в составе эфиопской армии против ее противников под командованием христианина".
"Обязанность" мусульман участвовать во вторжении в Украину Межиев обосновал тем, что в России гарантируется свобода религии, а также запрещается "грех народа пророка Лута" (гомосексуальность. – Прим.). Смысл вторжения, как утверждает Межиев, заключается в "сохранении и защите" этих закрепленных в законе институтов.
Есть те, кто считает, что это два немусульманских государства, поэтому мусульманам там делать нечего
Председатель координационного центра мусульман Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев высказался в схожем духе – он заявил, что в Украине "невинных людей нужно спасать от бандитов".
Исламское сообщество России поддержало решение руководства страны о проведении спецоперации на Украине, утверждает председатель духовного управления Татарстана Камиль Самигуллин. Он заявил о неких двойных стандартах и "лицемерии" в подходах к конфликтам у западных стран. А верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин считает, что спецоперация на Украине является "вынужденной мерой".
"Все неоднородно"
Муфтиям обязательно нужно что-то сказать, потому что они неофициально являются практически государственными чиновниками, считает исследователь Кавказа, старший научный сотрудник МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Муфтияты – это признанные государством лидеры в мусульманском сообществе. Они несут почти официальный статус. И конечно, им по статусу положено что-то сказать. Тем более в ситуации, когда страна практически вступила в войну", – сказал Ярлыкапов в комментарии для Кавказ.Реалии.
Отношение к происходящему у мусульман Северного Кавказа, по его словам, очень неоднородное, потому что само сообщество разрозненно.
"Очень трудно выделить какие-то тенденции, потому что все это было очень неожиданно и мусульманское сообщество очень разрозненно. Очень много течений, направлений, люди по-разному к этому относятся. Есть те, кто считает, что это два немусульманских государства, поэтому мусульманам там делать нечего, что вмешиваться они не должны. Есть кадыровцы, которые в этом очень активно участвуют. [Муфтий Чечни] Салах Межиев даже объявил это джихадом. Есть те, кто занимают государственную позицию, считая, что, если страна ведет войну, граждане должны это поддерживать", – объясняет собеседник.
Муфтии, по словам Ярлыкапова, выступая с заявлениями о войне, должны руководствоваться критериями пользы для общины. Но мусульманские лидеры, как отмечает исследователь, по-своему понимают эту пользу, поэтому и заявления они делают разные.
К событиям в Украине нет однозначного отношения, считает исламский журналист и активист Идрис Юсупов. Он отмечает, что среди мусульман кто-то тоже подвержен российской пропаганде, кто-то старается разобраться в политической ситуации, а кто-то подходит к оценке происходящего с религиозной точки зрения. Кроме того, в мусульманском сообществе, по словам собеседника Кавказ.Реалии, многие задаются вопросом, почему когда западные страны бомбили ближневосточные, не было такой общественной реакции на эти события по всему миру.
Религиозным деятелям, которые к чему-то призывают, как считает Юсупов, недостаточно основываться только на личных взглядах или политической конъюнктуре, им необходимо иметь для этого религиозную основу.
"Чтобы сделать какое-то заявление, нужно подготовить религиозное обоснование, чтобы не попасть под критику и суметь ответить на вопросы. Например, чтобы сказать "идите, это джихад", как это сделал муфтий Чечни", – объясняет Юсупов.
Все напряжены, и спецслужбы наэлектризованы, поэтому можно попасть под горячую руку
В большинстве случаев призывы авторитетных религиозных деятелей, по его мнению, направлены на обращение с мольбами к Всевышнему о прекращении раздора и установлении мира, на призыв к благоразумию, рассудительности и к осторожности во времена фитны ("смуты". – Прим.).
Мусульманский активист Расул Тавдиряков считает, что не нужно спешить выражать свое мнение публично, чтобы не попадать под горячую руку. Тем более мусульманам, которые не являются "субъектами этих отношений", отмечает собеседник Кавказ.Реалии.
"Война – это последнее средство. Но раз это случилось, не нужно поддаваться на эмоции, паниковать и выражать свое отношение в соцсетях. Сейчас, грубо говоря, военное положение, а у нас и в мирное время не приветствовались публичные проявления и митинги. Для всех это неожиданность. Все напряжены и спецслужбы наэлектризованы, поэтому можно попасть под горячую руку и навредить себе. Вопрос, чем ты жертвуешь? Ситуацию не изменишь, твое мнение никому не нужно. В большинстве своем это эмоции, а они идут не на пользу. Я вижу, что часть мусульман это понимает, у них есть свое мнение", – подытожил Тавдиряков.
Кому умирать "шахидом"?
Признанный Киевом муфтий аннексированного Крыма Айдер Рустемов 21 февраля обратился к мусульманам России с призывом не участвовать в военных действиях в составе Вооруженных сил России.
В Украине, по его словам, проживает около двух миллионов мусульман, и в каждой области есть исламские центры и молельные дома. Власти в стране, как отметил Рустемов, не препятствуют мусульманам исповедовать ислам, призывать к вере и открывать исламские школы. Он отметил, что в случае участия в конфликте есть вероятность, что мусульманин будет убивать мусульманина.
Рустамов указал, что кровь любого мусульманина более неприкосновенна перед Всевышним, нежели святость каабы, и призвал верующих в составе российской армии найти причину, чтобы вернуться домой.
"Ваша дорога в Украину при таких обстоятельствах – это верная дорога либо к убийству, либо к смерти. Иного не дано ни вам, ни нам. Ведь если вы примете участие во вторжении в Украину, то будете прямо или косвенно убивать мусульман. Вы можете столкнуться с мусульманами здесь, которые будут защищать свое имущество, семьи, честь. И если умрут, то шахидами умрут они, Иншаалла. А кем умрете вы?" – заключил Рустемов.
Ислам в России нетерпимая религия: репрессии, аресты, суды, демонтаж мечетей, убийства имамов
Муфтий Духовного управления мусульман Украины "Умма" Саид Исмагилов призвал мусульман страны защищаться от военной агрессии России.
"Те из вас, кто могут быть воинами, становитесь в ряды Вооруженных сил Украины, в Национальную Гвардию, в батальоны территориальной обороны. А те, кто не может быть воинами, становитесь волонтерами и помогайте армии", – написал Исмагилов в фейсбуке.
Исламский деятель и раньше активно высказывался против действий российских властей в Украине. По его словам, в стране мусульмане не подвержены репрессиям – в отличие от России.
"Ислам в России нетерпимая религия: репрессии, аресты, суды, демонтаж мечетей, убийства имамов, исламофобия, в том числе и на бытовом уровне, тотальное игнорирование прав мусульман шокируют. Я учился в Москве, я хорошо знаю внутреннюю кухню мусульман в России", – заявлял ранее Исмагилов.
Рассказывая о событиях 2014 года, он отметил, что украинские мусульмане, обладая большими правами и свободами, не хотят оказаться в российских реалиях и готовы "зубами вгрызться в землю Украины", чтобы не оказаться в таком положении. Ущемленное положение мусульман в России, по его словам, подтверждает ситуация с крымскими татарами, которых, как выразился Исмагилов, сажают за их веру "в то, во что в России запрещено верить".
***
В ночь на 24 февраля Россия вторглась на территорию Украины. 8 марта – тринадцатые сутки войны. Активных наземных боев, судя по поступающей информации, накануне почти не велось. Главы российских городов и регионов сообщают о гибели в Украине военных – их земляков. Владимир Путин, вопреки массе свидетельств, доказывающих обратное, вновь заявил, что в Украине нет солдат срочной службы и резервистов.
Российские власти признали погибшими в так называемой спецоперации в Украине 498 человек. Украинская сторона заявляет о тысячах погибших военнослужащих из России.