Ссылки для упрощенного доступа

В долговом плену у "Газпрома" и Кремля


Председатель правления "Газпрома" А. Миллер и президент России В. Путин на встрече с главой австрийской нефтегазовой группы ОМВ, 28 апреля 2017 г.
Председатель правления "Газпрома" А. Миллер и президент России В. Путин на встрече с главой австрийской нефтегазовой группы ОМВ, 28 апреля 2017 г.

Газификация и долги за газ как элементы борьбы за удержание Северного Кавказа

Растущая задолженность

Северная Осетия задолжала "Газпрому" более 7 млрд рублей за потребленный газ. Согласно данным заместителя генерального директора ООО "Газпром межрегионгаз" Николая Исакова, наибольшая задолженность за потребленный газ зафиксирована у теплоснабжающих организаций: их долг - более 5 млрд рублей. Бюджетные организации должны дочернему предприятию "Газпрома" почти 250 млн, а население - около 2 млрд рублей.

В целом по Северному Кавказу долги за газ выросли за прошлый год на 10%, и на начало 2017 года составили более 70 млрд рублей. Долг за электричество в регионе достиг около 25 млрд рублей.

Долг Дагестана за потребленный газ на начало этого года составлял почти 35 млрд рублей. По данным за конец прошлого года, Кабардино-Балкария задолжала примерно 10 млрд рублей за газ, Чечня – около 13 млрд рублей, Ингушетия – около 5 млрд рублей. В Карачаево-Черкесии долги составили более 2 млрд рублей на 1 апреля 2016 года.

Структура долга за потребленный газ существенно различается в республиках Северного Кавказа. Скажем, в Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкесии основная часть долга складывается из долгов населения. В Северной Осетии основными должниками являются теплоснабжающие организации. В Кабардино-Балкарии долг распределен примерно поровну между населением и организациями.

Инструменты борьбы

Республики не принимают доводы "Газпрома" о своих долгах безропотно. Глава Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал менеджеров энергетических компаний за плохую работу. Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров усомнился в методах работы компаний по сбору платежей и призвал их к большей прозрачности.

Проблема высоких долгов за газ и электричество на Северном Кавказе может иметь как объективный, так и субъективный характер. К объективным причинам неплатежей относится самый низкий уровень зарплат в СКФО, по сравнению с другими федеральными округами РФ. К субъективным относится использование Москвой зависимости Северного Кавказа от центра в политических целях.

Динамика заработных плат по Северному Кавказу и РФ, 2000-2016
Динамика заработных плат по Северному Кавказу и РФ, 2000-2016

К примеру, высокие долги Дагестана за потребленный газ были использованы руководством России как один из главных поводов для отказа в предоставлении финансовых гарантий при строительстве в республике завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Решение о строительстве завода такого уровня, как правило, принимается на политическом уровне и не имеет сугубо экономического обоснования. Правительство России могло использовать долги за газ Дагестана для того, чтобы под благовидным предлогом отказать в строительстве завода на территории республики. Мотивации Москвы при этом могли быть самыми разными – от желания построить подобный завод в другом месте до желания лишить Дагестан собственного доходного производства.

Последнее обстоятельство не настолько фантастично в свете борьбы Кремля с реальным и потенциальным сепаратизмом на Северном Кавказе, как может показаться на первый взгляд.

Загадочная работа себе в убыток

Несмотря на самые высокие неплатежи по стране, уровень газификации на Северном Кавказе является одним из самых высоких по Российской Федерации. В Кабардино-Балкарии уровень газификации доходит до 99%, в Северной Осетии - до 97%, увеличившись за последние 10 лет почти на 10%. При этом обе республики все это время имели статус хронических должников по платежам за газ.

Похожая ситуация складывается и в других республиках Северного Кавказа. Так, в Карачаево-Черкесии газифицированность населенных пунктов увеличилась на 9% за период с 2008 по 2015 годы и составляет в настоящее время 82%. Уровень газификации Ингушетии составил 83% в 2016 году при уровне текущих платежей за газ менее 28%. Уровень газификации Чечни составляет 86%. Уровень газификации в целом по РФ превысил 66% только в 2015 году.

Почему же "Газпром" усиленно газифицирует регион, который является хроническим неплательщиком? Объяснить этот феномен несложно, если вспомнить популярную мантру среди российских политологов о "подсадке Европы на российскую газовую иглу". Смысл этой стратегии заключается в увеличении зависимости Европы от поставок российского газа и использования этой зависимости для политических манипуляций в Европе. В контексте Северного Кавказа стратегия компании, именующей себя "национальным достоянием России", заключается в "подсадке на иглу" газопроводов потенциально сепаратистских регионов для повышения уровня контроля над ними.

Долги за потребленный газ также являются удобным политическим инструментом для постоянного напоминания населению региона о его зависимости от благоволения Москвы. Политическая полезность этих долгов для Кремля настолько велика, что вряд ли они будут списаны или выплачены в ближайшие десятилетия.

XS
SM
MD
LG