По поручению главы Чечни в 2017 году была организована республиканская комиссия по "изучению истории чеченского народа и сохранению культурного наследия чеченцев". В рамках деятельности этой комиссии в 2018 году в Грозном наспех был организован конгресс "Этногенез и этническая история народов Кавказа". Рамзан Кадыров озадачил его участников необходимостью "составить подлинную историю народа". Поскольку действующий глава Чечни выстраивает свою политику на абсолютной лояльности Кремлю, местным историкам, говоря о религиозных и политических деятелях XVIII–XX веков, теперь приходится, например, избегать упоминаний, что тот или иной из них пал в борьбе против Российской империи, или замалчивать неудобные факты из их биографии.
В мае 2022 года президент академии наук Чечни Шахрудин Гапуров во время посещения символической могилы известного чеченского шейха Гази-Хаджи Зандакского в селе Симсир Ножай-Юртовкого района заверил, что историки подведомственных ему учреждений совместно с исламскими учеными-богословами продолжат работу по установлению мест захоронения выдающихся представителей народа Чечни и увековечению их имен.
При этом Гапуров не стал упоминать, что шейх Зандакский был отправлен в ссылку за сопротивление российской власти в начале 1860-х годов, был лишен права возвращаться в родные горы и в результате был похоронен в Мекке.
Столь же избирательно чеченские ученые во главе с Гапуровым вспоминали историю Шоипа-Муллы Центороевского, одного из соратников имама Шамиля. Во время поездки на его могилу члены делегации отметили таланты чеченского полководца времен Кавказской войны. Но они почему-то не стали вспоминать, что причиной, по которой наиб был убит своими же односельчанами, было превышение им полномочий, а именно – приказ выдать замуж всех незамужних женщин на подведомственной ему территории.
Для чеченцев есть запрещенные властью герои, которых заклеймили под ярлыками "бандитов и террористов"
Перед этим группа во главе с Гапуровым в спешке "нашла" могилу Бейбулата Таймиева, это чеченский политический и военный деятель конца XVIII – первой половины XIX века, тоже участник Кавказской войны. Обнаружить его захоронение потребовал Рамзан Кадыров – и это было сделано в ту же ночь. Уже днем чеченские историки посетили могилу, где, как они заявили, похоронен Таймиев. Хотя еще за день до этого ученые не могли сказать, где она находится.
В достоверности найденного захоронения усомнились в том числе жители села Иласхан-Юрт, куда приехали историки, – местные до этого никогда не слышали, что здесь якобы находится могила Таймиева. Тем более ученым следовало бы знать, что село в середине XIX века было перемещено западнее, и могилу наиба стоило искать на старом заброшенном кладбище у реки Гумс.
Не менее спорной была попытка Кадырова изменить отношение чеченского общества к уже упомянутому выше имаму Шамилю. В 2019 году глава Чечни подверг критике его действия на территории республики во время Кавказской войны, а его сдачу в плен расценил как "террор против чеченцев".
С подачи Кадырова в обществе насаждалось мнение, что Шамиль использовал народ Чечни в борьбе с Россией и в итоге пошел на соглашение с императором. Хотя до этого имам воспринимался в республике как герой и суфийский шейх (хотя последнее утверждение сомнительно с исторической точки зрения).
Тем не менее под влиянием пропаганды цель была достигнута – личность имама Шамиля была отодвинута на второй план, его место занял однотейповец Рамзана Кадырова – наиб Байсангур Беноевский.
Однако глава Чечни столкнулся с мощной волной протеста из-за такой оценки видного политического и религиозного деятеля, основателя Имамата и лидера сопротивления российской империи. Общественное недовольство заставило Кадырова взять свои слова обратно и заявить, что его переврали недруги.
В конце мая в горном селе Кенхи Шаройского района Чечни за счет регионального фонда имени Ахмата Кадырова вовсе открыли мечеть имени имама Шамиля.
Потомки святых на службе чеченской власти
Власти Чечни не гнушаются использовать в своих целях и потомков чеченских героев или мусульманских святых. Например, Грозный активно использует авторитет так называемых потомков из рода пророка Мухаммада курайшитов. Принято считать, что в республике они живут со времени принятия здесь ислама. В 2009 году в селении Дуба-Юрт Шалинского района для пяти семей из курайшитов были выделено 20 соток земли, на них построили дома и мечеть на 100 мест.
Это не единственные живущие в Чечне предполагаемые потомки из рода пророка. К примеру, Салиховых из села Старые Атаги власти используют для примирения враждующих семей, их приглашают на все торжественные мероприятия, выказывая особое уважение и показывая тем самым, что и потомки пророка якобы поддерживают власть Кадырова.
Образ героя воспевается народом и передается из поколения в поколение. Этого никто не сможет изменить
Кроме того, пытаясь привлечь внимание кунтахаджинцев, самой многочисленной суфийской группы в Чечне, республиканские власти пригласили жить в регион правнука известного чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева по линии его дочери Эсет.
Сайфуддин Ибрахим родился и жил в Ираке, где обосновались его дедушка и бабушка. В 2013 году они всей семьей переселились в Чечню. В честь членов семьи шейха Кунта-Хаджи в чеченской столице были названы 13 улиц. Членам семьи Сайфутдина построены дома в центре Грозного.
Другим объектом внимания Кадырова и его окружения в последние годы стали потомки шейха Мансура, жившего во второй половине XVIII века и умершего после ареста в Шлиссельбургской крепости в 1794 году. Первый имам Северного Кавказа является в Чечне одним из самых известных героев. В его честь в непризнанной Ичкерии были названы аэропорт, площади, улицы. Образ шейха Мансура был на денежных банкнотах республики (как и образ имама Шамиля). В современной Чечне до 2017 года его роль никак не отмечалась.
Жители республики были уверены, что имя шейха Мансура вернут грозненскому аэропорту. Но вместо этого он был назван в честь отца Кадырова.
Взамен власти согласились присвоить имя чеченского исторического деятеля одному из районов столицы республики – тому, в который входит посёлок Алды, где и родился шейх Мансур. Руководителем префектуры этого района был назначен один из многочисленных потомков имама – Магомед Яхъяев. Его используют для критики ичкерийских блогеров и оппонентов Кадырова. Яхъяев любит рассказывать о преследованиях в период Ичкерии, тогда как нынешние власти якобы уважают шейха Мансура и его потомков.
Раздвоение личности
Опрошенные Кавказ.Реалии эксперты убеждены, что тот использует героев прошлого и их потомков исключительно в личных целях.
"Чечня – один из немногих регионов, в котором для народа историческими событиями считаются войны за независимость от России, а героями – участники этих сопротивлений", – говорит правозащитник из Грозного Абубакар Янгулбаев.
Он указывает, что в республике не особо уважают героев периода СССР – из-за сталинских депортаций и репрессий. В то же время местные жители почитают героев Кавказской войны и последних двух чеченских войн, но действующие власти региона либо эксплуатируют память о них, либо пытаются искоренить.
"В итоге в регионе почитаются проконсул Кавказа Алексей Ермолов, генерал Григорий Засс, муфтий Ахмат Кадыров, генерал Владимир Шаманов. Да, они герои России, но уж точно не Чечни. Для чеченцев есть запрещенные властью [исторические деятели], которых заклеймили под ярлыками "бандитов и террористов". Но в народе уважают тех, кого власть запрещает считать героями", – заключил Янгулбаев.
Президент "Ассамблеи чеченцев в Европе" Аслан Муртазалиев называет абсурдным видение истории действующими чеченскими властями.
"Ассоциируя себя с национальными героями, они прежде всего убедили себя в жертвенности во имя народа и теперь пытаются убедить в этом народ по принципу, что ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой. Но образ героя воспевается народом и передается из поколения в поколение. Этого никто не сможет изменить. А насаждаемая властями версия событий всегда бывает перманентной и канет в лета", – уверен Муртазалиев.
***
В отношении Рамзана Кадырова с 2014 года неоднократно вводились санкции со стороны стран Запада – по обвинению в ответственности за пытки и внесудебные казни в Чечне. В последний раз ограничения против Кадырова ввела Япония – из-за его участия в войне России против Украины.