В Абхазии меньше недели осталось до старта новой избирательной кампании – 22 января начнётся регистрация инициативных групп и политических партий. Впереди агитация и дебаты. Что сегодня нужно республике, "Кавказ.Реалии" выяснял у экспертов.
Как писал "Кавказ.Реалии", 8 сентября 2019 года в Абхазии состоялся второй тур президентских выборов, на которых с минимальным перевесом победил действующий глава Рауль Хаджимба. Его соперник Алхас Квициниа оспорил итоги в суде.
9 января в Сухуме начались акции протеста, представители оппозиции требовали отставки президента. 10 января кассационная инстанция Верховного суда признала незаконным решение ЦИК о результатах прошедших в сентябре выборов.
Центризбирком уже огласил новый календарный план – 22 марта граждане Абхазии снова будут голосовать.
"Нет формулы, что стабильность равна неподвижности"
Для того, чтобы этот выбор был осознанным, народ должен понять, куда двигаться и зачем, считает бывший депутат парламента Ахра Бжания.
Отвечая на вопрос, чего хотят жители Абхазии, он говорит: "Движения вперёд". "В современном мире, если ты стоишь на месте, ты умер. Нет формулы, что стабильность равна неподвижности. Если вы не двигаетесь и не воспринимаете всё, что происходит вокруг вас, то начинаются кризисы: экономические, политические, кризисы доверия, идентичности", – рассуждает собеседник "Кавказ.Реалии".
Общественный деятель Лиана Кварчелия считает нынешний путь смены власти деструктивным. При этом она соглашается, что с неэффективной властью мириться нельзя, но вопросы, по её мнению, нужно решать в "парламентской плоскости".
Сейчас же людям нужен чёткий план действий, а не лозунги, указывает она.
"По-моему, после такой встряски люди скорее пойдут на выборы. Если будут серьезные кандидаты, конечно. Опасность неявки связана с отсутствием кандидатов, которые разложат по полочкам, с какой программой они идут. Какие шаги первоочередные и что в перспективе? Люди уже не готовы верить популистским обещаниям, мол, завтра проснемся, и всё будет хорошо", – говорит Кварчелия.
Для будущей команды управленцев, считает Бжания, на первом месте должна стоять "идея современного развития абхазского государства".
"Люди, которые придут, обязаны понимать суть вопроса. Они должны сами хорошо ориентироваться, а не прийти, сесть и начать думать, что делать. Для этого нужны соответствующие знания, кругозор и какой-то опыт работы на управленческих должностях", – объясняет экс-депутат.
Явка на выборах-2020 будет зависеть в первую очередь от качества избирательной кампании – от смелости и решительности предложений, полагает Кварчелия.
"Люди не боятся наступать на грабли, но боятся что-то менять", – отмечает она.
По её словам, сейчас наступило время, когда не нужно бояться перераспределения полномочий между ветвями власти и смены избирательной системы.
Конец внутренним распрям?
Когда к власти придёт команда, заявившая вектор развития, а главное – чётко ему следующая, завершится внутреннее противостояние, уверен Бжания.
"А те группировки, которые попытаются что-то инициировать, сметут обычные граждане, которые скажут: 'Мы на это не подписывались! Мы знаем, чего ждать от нашего правительства, не мешайте'", – прогнозирует он.
В этом смысле многим абхазским политикам следовало бы объединиться, ведь зачастую звучат одни и те же идеи, но по отдельности их поддерживает недостаточное количество избирателей, добавляет Кварчелия.
"Люди, которые реально хотят что-то изменить, даже среди кандидатов прошлого года, должны объединяться. Если вы считаете, что нужно бороться с коррупцией, наводить порядок в правоохранительной системе, оптимизировать государственный штат, вам нужна коалиция, – советует эксперт. – В обществе есть понимание, что мы у края. Если сейчас не начнём что-то менять, просто потеряем страну. Но я вижу много здравомыслящих людей".
За смену поколений
Бжания выступает за смену поколений, призывая "прервать дурную бесконечность".
"Надо, чтобы к управлению страной пришли вменяемые люди. Повторюсь, люди, которые понимают, что делать. И давайте скажем прямо: это – люди не нашего поколения (Ахре Бжания 58 лет – ред.), – настаивает он. – Есть много достойных людей среди старшего поколения – они выиграли войну, у них миллион заслуг перед Абхазией. Но, во-первых, получилось, что мы погрязли в конфликте и не можем его преодолеть. Надеюсь, в следующем поколении такого конфликтогенного фактора нет, а есть способность искать совместные решения".
Во-вторых, продолжает политик, "мы – продукт советской эпохи".
"Да, мы менялись, однако методы управления 'я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я – дурак' сохранились. Боюсь, это не очень совместимо с теорией и практикой современного государственного менеджмента", – резюмировал собеседник "Кавказ.Реалии".
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия.