В Дагестане ученые Института экономической политики им. Е. Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы провели социологическое исследование о ценностях мусульман региона. Презентация первых результатов прошла 16 ноября в Дагестанском научном центре РАН. Ученые выяснили, что дагестанские мусульмане в целом достаточно счастливы, чувствуют себя защищенными, а также то, что достаточно большая часть жителей республики предпочитает решать спорные вопросы на основе религиозных норм, адатов и традиций, а не светской юрисдикции.
Исследованиями занимались кандидат экономических наук, сотрудник Института Ирина Стародубровская и старший научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер. Опрос проводился в социальных сетях. Ученые отмечают, что выборка не репрезентативна, но позволяет говорить о тенденциях. В опросе приняли участие 1675 человек, из них 70% мужчин и 30% женщин, средний возраст – 40 лет, 70% респондентов – городское население и 30% - сельское, национальности и профессии самые разные.
На вопрос о базовых ценностях дагестанских мусульман более 90% на первое место поставили семью.
Вопросы касались семейных и религиозных ценностей, участия в общественной жизни, отношения к насилию, гендерных вопросов и т. д. Напомним, что в опросе в участвовали не все жители Дагестана, а именно те, которые назвали себя мусульманами. Авторы исследования выделили несколько интересных показателей исследования. Так, 85% опрошенных на вопрос "счастливы ли вы", ответили положительно, а 60% ответили, что чувствуют себя защищенными. На вопрос о базовых ценностях дагестанских мусульман более 90% на первое место поставили семью. На втором месте поставили здоровье, на третьем – религия и лишь потом идут работа и свободное время. В детях в первую очередь дагестанские мусульмане хотят воспитать ответственность, а потом трудолюбие, на третьем - терпимость и уважение. Религиозность только на четвертом месте.
Нетерпимость респонденты проявляют к наркоманам. На втором месте гомосексуалы. Далее идут алкоголики и носители СПИДа. Толерантны к представителям других религий и других национальностей. На вопрос кому вы доверяете, более 50% опрошенных заявили, что готовы доверять любому, если они не доказали обратное. 30% заявили, что они доверяют родственникам.
Результаты опровергли мнение о том, что Дагестан – это традиционное архаичное общество.
По словам Стародубровской, из исследования она сделала некоторые важные выводы. Во-первых, считает она, результаты опровергли мнение о том, что Дагестан – это традиционное архаичное общество. Опрос показал, что то, что объединяет дагестанцев – это ценности достаточно модернизированные. Например, подавляющее большинство мусульман считают, что обязательно надо получать хорошее образование. Почти все хотят работать в престижной компании, зарабатывать много. Дагестанские мусульмане готовы бороться за гражданские права, участвуют в благотворительности, среди них распространены ценности демократии, около 90% согласны с тем, что лидера надо выбирать на свободных и честных выборах.
Второй вывод, на который Стародубровская обращает внимание – это то, что неоднородность так называемых нетрадиционных мусульман (салафитов). «Когда смотрим внутреннюю структуру этой группы, видно, что она расколота по ценностям. Причем, расколота пополам и по гендерным вопросам, вопросам образования и т. д. Это показывает, что проведение единой политики в отношении этой группы – неправильно», - заявила она.
Ученые отметили, что некоторые результаты для них оказались совершенно неожиданными. В частности результат опроса о том, насколько счастливы дагестанцы или насколько защищенными себя чувствуют.
По мнению общественного деятеля Сулаймана Уладиева, это может быть связано с ментальными особенностями дагестанцев, а не с их реальными ощущениями. «Мало кто в Дагестане скажет, что он несчастлив. Тогда про него подумают, что он дохляк, слабак. Каждый думает, я же мужчина, красавчик, как это я не счастлив. Я думаю, 60-70% дагестанцев в нынешней ситуации просто не могут быть счастливы», - заявил Уладиев.
Авторов исследования интересовал и следующий результат опроса. Респондентам задавался такой вопрос: молодой парень погиб в аварии, виновником которой стал сын чиновника. Суд оправдал виновника. Отец погибшего решил отомстить и убил виновника. Более половины опрошенных считают, что он поступил правильно. Ученые заявляют, что не ожидали такой результат, поскольку и светский закон, и шариат осуждают самосуд. По мнению Уладиева, причина такого ответа в том, что ситуация эта касается именно сына чиновника. Ответ показывает отношение общества к чиновнику в этой ситуации, когда власть притесняет простых граждан. Вместе с тем, это связано с тем, что хотя многие позиционируют себя мусульманами и проповедуют религиозные правила, сами не готовы жить по предписаниям шариата.