Ссылки для упрощенного доступа

Цхинвальский бунт


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Заключенные югоосетинской колонии выступили против "российских правил"

Неделю продолжалась голодовка заключенных цхинвальской колонии. Около 50 человек выразили свое несогласие с сокращением количества свиданий с родственниками и ужесточением правил передач продуктов. В ходе "забастовки" скончался один из заключенных: его смерть администрация ИК объяснила проблемами с сердцем.

Цхинвальская колония представляет собой обшарпанное двухэтажное здание, расположенное на окраине города. В нем отбывают наказание 56 заключенных, 38 – из них осуждены по тяжким и особо тяжким статьям.

На голодовку решились около 50 человек, остальные сослались на собственное состояние здоровья. Заключенные указывают: раньше количество передач было произвольно, сейчас – в месяц четыре продуктовых передачи для тех, у кого строгий режим, 6 – для тех, у кого общий.

Сократилось и количество свиданий с родственниками: 6 и 8 раз вместо прежних 9 и 12 соответственно. Указывают протестующие и на нарушение санитарных норм – повар колонии параллельно работает уборщицей.

На фоне голодовки скончался один из зеков – 33-летний Вячеслав Казиев, осужденный за убийство. Официальная причина – проблемы с сердцем.

Поначалу Минюст Южной Осетии отрицал факт голодовки, отмечая, что от заключенных не поступало письменного уведомления. Отказ от пищи глава ведомства Залина Лалиева называла нарушением внутреннего распорядка пенитенциарного учреждения.

В конечном итоге она, однако, пошла на переговоры с бунтовщиками. "Эта колония ни под один режим не попадает, – объясняла она. – Разница разве что в [количестве] свиданий и посылок. Вы утверждаете, что это тюрьма закрытого типа, но у вас двери постоянно открыты, вы можете пользоваться мобильными телефонами, ваши комнаты разделены, вместо положенных 2,5 кв. м на человека у вас 4,5. В российских колониях вас бы по утрам строили, пищу принимали бы в определенное время".

Когда же один из заключенных заметил, что их вины нет в том, что ИК "не под один режим не попадает", Лалиева пообещала, что "колония будет разделена на общий и строгий режимы", а у его обитателей появятся разные прогулочные зоны.

Чиновница назвала ситуацию сложной, подчеркнув, что президент Южной Осетии Анатолий Бибилов "уже поручил провести ремонтные работы и улучшить условия". Хотя и сейчас, по ее словам, в цхинвальской ИК "достаточно неплохие условия".

Минюст Южной Осетии планирует привести свой уголовно-исполнительный кодекс в соответствие с российским. Отсюда и лимитирование количества передач и свиданий. Однако члены парламентской группы, которые дважды побывали в тюрьме, готовы встать на сторону заключенных в вопросе количества передач.

"Мы будем всё делать для того, чтобы им разрешили передачи [в неограниченном количестве]. Согласились мы и по поводу того, что повар параллельно не может быть уборщицей. Что же касается в целом организации питания, то ясно, что тюремная столовая – не ресторан, а они – не клиенты", – заявил "Кавказ.Реалии" вице-спикер парламента РЮО Петр Гассиев.

Добавим, что в ночь на четверг, 3 октября, в колонию прибыли бойцы ОМОНа для жесткого подавления "стачки". По информации "Кавказ.Реалии", некоторым из заключенных понадобилась медпомощь.

"Колония расположена вокруг жилых домов, и люди невольно становятся свидетелями, когда к зданию съезжаются машины [силовиков]. Информацию о ночном инциденте подтверждали и медики. Насколько мне известно, 3 октября заключенные прекратили голодовку", – рассказала "Кавказ.Реалии" правозащитница Фатима Маргиева.

Парламентарии Южной Осетии уже пообещали добиться наказания виновных в силовом подавлении протеста, они намерены поручить генпрокуратуре провести объективное расследование.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия.

XS
SM
MD
LG