Власти Чечни снова прибегли к коллективной ответственности – на этот раз после нападения на пост ДПС в Ачхой-Мартане. О том, как разрасталась практика наказаний родственников "провинившихся" перед Рамзаном Кадыровым и чем последний случай отличается от остальных – в материале сайта Кавказ.Реалии.
Вечером 7 апреля несовершеннолетний Эскерхан Хумашев выбежал из магазина и напал с ножом на сотрудников ГИБДД. Те открыли огонь, нападавший был убит. Двое силовиков получили ранения – Расул Исаев и Рамзан Дубаев. Последний позже скончался в больнице.
Нападение официально подтвердили в местном управлении Следственного комитета, что редко случается в Чечне (например, после нападения на пост ДПС в Гудермесе в октябре прошлого года такого подтверждения не было, несмотря на объявление вознаграждения за информацию о причастных). Уголовное дело завели по статье о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов.
При этом ни силовики, ни другие источники не комментируют видеозапись с камер наблюдения, на которую, как заявляется, попал момент нападения. На ней видно, что после убийства подростка трое полицейских держатся на ногах, когда в их направлении сворачивает неизвестный автомобиль. Кадры прерываются перед предполагаемым столкновением.
Власти республики публично отреагировали на случившееся только спустя сутки. На совещании с силовиками Рамзан Кадыров обвинил в случившемся не только самого Хумашева, но и его родственников, а также четырех уроженцев республики, которые проживают сейчас в Турции – руководит ими, по словам Кадырова, некий гражданин Украины по имени Андрей Романович. Никаких доказательств их возможной причастности на этом совещании не прозвучало.
По словам главы Чечни, Хумашев якобы приехал в республику на празднование Ураза-байрама, здесь у него живут родственники. Кадыров потребовал наказать их и семьи других причастных по его мнению – всех планируют выселить из Чечни в течение месяца, а имущество "забрать".
"МВД, Росгвардия совместно с ФСБ, их отцов, братьев выгнать из Чечни, их имущество изъять для начала. Если и после не перестанут, они работают совместно с Украиной, выгнать из Чечни их дядей, двоюродных братьев как по линии отца, так и по линии матери. Касательно этого незаконнорожденного, выгнать из Чечни отца, мать, если есть – и братьев, независимо от того, где у них имущество – в Чечне или Москве – изъять", – заявил Рамзан Кадыров на чеченском языке (перевод – Кавказ.Реалии).
Митинг
9 апреля, в один день с заявлением Кадырова, в Ачхой-Мартане прошел митинг, для участия в котором от работы освободили бюджетников, а от занятий – студентов и школьников. Утверждается, что многие из них не знали, чему будет посвящено это мероприятие.
Когда люди собрались у здания местной администрации, к ним вышли глава района Хоза Бурсагов и кадий Ачхой-Мартановского района Абдурашид Дадуев – они повторили слова Кадырова о выселении, пишет сайт "Кавказский узел" со ссылкой на очевидцев.
Во время их выступления на площадь привезли тело убитого подростка. По данным оппозиционного чеченского движения NIYSO, людям запрещали снимать фото и видео, однако несколько кадров все же появились в сети. На одной видеозаписи тело 17-летнего (по другим данным, 16-летнего) Хумашева лежит в центре площади, на фоне слышен женский плач. Сообщается, что власти пообещали не отдавать тело родным для захоронения и не разглашать местонахождение его могилы.
Новость о таком митинге в Чечне вызвала большой резонанс за ее пределами. Член совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева назвала случившееся "средневековьем" и "культурным шагом назад". "Никаким нормам права это не соответствует и не может соответствовать", – заявила правозащитница в разговоре с "Газета.ру".
Осудила митинг и депутат Госдумы Нина Останина. По ее словам, случившееся находится "за гранью человеческой нравственности и закона", цитирует ее "Лента.ру".
При этом в Кремле заявили, что ничего о митинге с телом убитого подростка не знают, а сообщения от оппозиционных телеграм-каналов считают "не заслуживающими доверия".
Похищения
В NIYSO рассказали, что среди названных якобы причастных к нападению лиц оказались и активисты движения – все обвинения там отрицают. В частности, Кадыров назвал несколько имен, среди них, например, 37-летний Аюб Танкиев – в 2020 году его объявили в международный розыск по уголовному делу об участии в незаконном формировании. Речь идет о войне в Сирии на стороне "Исламского государства".
По мнению представителя движения Ансара Дишни, силовики и чеченские власти используют нападение в Ачхой-Мартане как повод, чтобы "заткнуть" оппозицию. "Они прекрасно знают что мы не одобряем, что мы против таких актов с ножами", – заявил Дишни в разговоре с корреспондентом сайта Кавказ.Реалии.
Позже оппозиционеры также заявили, что в розыск по делу о подготовке теракта в Новосибирске объявили другого их активиста, 39-летнего Зелимхана Мустафинова. В движении назвали обвинения сфальсифицированными. Об ориентировке, которую МВД распространяет в Новосибирске, местные СМИ сообщили до нападения в Ачхой-Мартане, днем 7 апреля.
При этом в Чечне кадыровцы похитили несколько родственников активистов NIYSO – известно о пропаже Сайдрахмана, Сайдпаши и Изнаура Абубакировых, а также Яхьи Дудуева, Асхаба Танкиева и Ахмада Мустафинова. Среди похищенных есть 73-летний отец одного из членов движения – Сайд-Али Варандо, утверждают в движении. Других подтверждений информации о похищении нет.
Кроме того, сообщается и о похищении родных самого нападавшего – Рамзана, Ризвана и Расула Хумашевых, а также Алама и Азима Махмудовых. Их увезли из дома в отделение полиции 9 апреля, а затем освободили, это подтвердили и журналисты "Агентства". Вероятно отпущенных заменили на отца и других родственников Эскерхана Хумашева – о том, что их похитили в Москве и привезли в Чечню, сообщал только NIYSO, других подтверждений этому нет.
Коллективная ответственность
Международные и правозащитные организации неоднократно обращали внимание на коллективные наказания родственников "провинившихся" в Чечне, включая изгнание из республики, практикуемые режимом Кадырова в нарушение российских законов.
По словам Александра Черкасова из "Мемориала" , активно применять эту меру в Чечне стали еще в начале 2000-х годов, а сама идея коллективной ответственности принадлежит федеральным силовикам. Так, например, после захвата школы №1 в Беслане на российскую военную базу в Ханкале привезли десятки родственников полевого командира Шамиля Басаева и президента Ичкерии Аслана Масхадова, чтобы надавить на них. Рамзан Кадыров к этому отношения не имел, утверждает правозащитник.
Глава Чечни со своими подчиненными стали активно использовать принцип коллективного наказания позже, когда "федералы" "передали" эту практику в руки этнических чеченцев – по словам Черкасова, считалось, что они будут действовать "более избирательно". Давить через родственников, "но не так широко".
"Как это выглядело? Ну, например, в 2009 году вдруг заявляется, что "нефтеполк" объявляет кровную месть семье такого-то. "Нефтеполк" – это не субъект обычного горского права. Это, извините, простые российские менты. Они не могут объявлять кровную месть, потому что это дело семьи. Но, тем не менее, такая практика коллективной ответственности провозглашалась", – объяснил правозащитник.
К объявлению кровной мести Кадыров прибегает до сих пор. Например, такую угрозу в прошлом году получили сенатор из Дагестана Сулейман Керимов и депутаты Госдумы Бекхан Барахоев и Ризван Курбанов. Поводом стал конфликт на фоне раздела крупнейшего маркетплейса Wildberries.
Один человек должен нести ответственность – не родственники. Это что-то новое
Одним из самых громких случаев коллективного наказания стало сжигание домов в Чечне в декабре 2014 года. После нападения на силовиков и Дом печати в Грозном Кадыров заявил, что все родственники причастных будут выселены, а их дома "снесены до фундамента". Вместо этого неизвестные в масках, среди которых были и сотрудники полиции, насильно выводили людей из домов и поджигали их. Известно по крайней мере о четырех сожженных домах в селе Янди.
Рассказавших об этом правозащитников "Команды против пыток" задержали, их офис и квартиру в Грозном сожгли. Окончательно "Команда" ушла из Чечни в 2016 году после очередного нападения.
Очередной громкий случай "мести" неугодным Кадырову людям через их родственников произошел в начале 2022 года. Тогда в Нижнем Новгороде похитили Зарему Мусаеву – мать чеченских оппозиционеров Янгулбаевых и супругу бывшего судьи Сайди Янгулбаева. Эта семья критиковала режим Кадырова, некоторые ее члены уже были похищены ранее.
Мусаеву, страдающую от диабета, без лекарств, вещей и обуви вывезли в Чечню под предлогом допроса по делу о неком мошенничестве. Сразу после приезда в Грозный ее обвинили и в нападении на силовика и позднее приговорили к пяти годам колонии. За несколько недель до освобождения на Мусаеву завели новое дело – на этот раз, по мнению следователей, мать оппозиционеров, которая с трудом передвигается, напала на сотрудника ФСИН, который сопровождал ее в больницу. Зареме Мусаевой грозит еще до 5,5 лет колонии.
Однако демонстрации тел убитых после столкновений в Чечне еще не было – такая жесткая реакция может объясняться "нервозностью в верхах", считает политолог Руслан Айсин.
"Я думаю, что власть просто себя не чувствует уверенной. Видимо, в верхах происходят какие-то события, которые очень сильно воздействуют психологически, прежде всего, на носителей власти. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне и приводит вот к таким жестоким демонстративным актам и акциям устрашения", – сказал Айсин.
Чеченский политолог Руслан Кутаев заявил, что практики коллективной ответственности вовсе не было в истории его народа: "Чеченцы столетиями, если не тысячелетиями, считали, что виновником преступления является один человек. Он и должен нести ответственность – не родственники, не соседи, не братья. Это что-то новое".
С ним согласен и правозащитник Александр Черкасов, которое назвал происходящее "разрушением [истинных чеченских] традиций, основ морали и обычного права, которое сохранялось на Кавказе, под лозунгом их возрождения".
- Сайт Кавказ.Реалии писал, что поводами для репрессий в Чечне могут стать не только предполагаемая причастность к боевикам, но и шутливые сообщения, жалобы на отсутствие воды, высказывания о поборах в больнице, критика работы чиновников даже мелкого уровня.
- Чеченские власти регулярно заявляют о "полной победе над терроризмом" в республике. Последний раз такие слова прозвучали год назад от Рамзана Кадырова – через два месяца после очередного нападения на полицию в Чечне.
- В ночь с 4 на 5 октября 2024 года стало известно о нападении на пост ДПС в Гудермесе. По словам очевидца, рядом с постом взорвалась граната, осколками был ранен один сотрудник.
- 24 октября около станицы Петропавловской в пригороде Грозного неизвестные обстреляли грузовик "Урал" с бойцами Росгвардии. Погибли двое военных.
Форум