Как появились греческие колонии в Причерноморье, на территории современного Кавказа? Какие отношения были у колонизаторов с местным населением и что северокавказским регионам осталось в наследство от греков? Эти и другие вопросы ведущий подкаста "Хроника Кавказа" Майрбек Вачагаев обсуждает с Натией Пипией, доктором института истории Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили.
– Уважаемая Натия, давайте начнем с самого простого вопроса. В какой период греческие колонии появились в Причерноморье?
– Греческая колонизация начинается в VIII веке до н. э., примерно в этот же период она возникает и в Причерноморье.
Первый этап: в разных районах Причерноморья греки основали большие колонии, но их было мало. Они были на территории современной Турции, Крыма, даже в Западном Причерноморье. Второй этап начинается с конца VII до н. э., колонии появляются почти везде. Все современные страны Причерноморья имеют археологические памятники, связанные с греками. В Грузии несколько колоний – примерно 3–4 – возникают в VI веке до н. э.
– Почему греки продвигались именно по Причерноморью?
– По нескольким причинам. Сами по себе города-полисы (с латинского "гражданская община"; особая форма устройства города или государства в Древней Греции, где каждый житель имел права и обязанности. — Прим.) на основной территории Греции страдали от перенаселения. Нужно было как-то решать этот вопрос, выезжать с полуострова.
Вторая причина – поиск ресурсов. В Причерноморье – для строительства кораблей. Еще греки искали золото или рабов (реже). Греки считали так: эта территория рано или поздно станет частью одного экономического организма, будет доставлять им какие-то ресурсы. У них была идея, которую можно сравнить с единой Европой. В этом регионе главными должны были быть греки, и весь потенциал индустрии доставался бы Греции. Они планировали получать дешевые ресурсы, на основе которых создавалась бы продукция для продажи в другие страны. Это была основная цель.
– О каком числе полисов идет речь в Северном Причерноморье?
Керамика – это самое богатое, что осталось после греков
– Очень активным был греческий город Милет (древнегреческий полис на юго-западном побережье Малой Азии. – Прим.). Есть такое предание, что Милет основал 90 колоний, из них в Причерноморье – как минимум 30. Некоторые из них были очень маленькими, другие были больше. В Западной Грузии, если считать все, включая субколонии (поселение основанное колонией. – Прим.), то мы имеем 6–7 поселений.
– Почему эти колонии не смогли стать полноценным продолжением Греции?
– Греки называли эти населенные пункты не "колония", а "апулисия" (с греческого "новое поселение". – Прим.). Это мы, историки, их так называем. Когда греки основали города на территории современной Италии, города были настолько большими, что эту территорию даже называли "Большая Греция". Основная Греция так не называлась. В Причерноморье, скорее всего, все получалось по-другому, потому что территория была более отдаленной, так не рисковали.
Основывали города по разным причинам: либо по приглашению тех народов, что там уже жили, либо по желанию самих греков. В Причерноморье они сами интересовались тем, чтоб основывать колонии, и там была самая разная реакция на приход греков.
– Если посмотреть на карту греческих колоний, то они выглядят как портовые города. Насколько обширную территорию греки контролировали вокруг порта или полиса?
– Это известно очень точно – 16 километров. Историки, археологи изучили многие примеры городов и обнаружили, что максимальная их площадь – 16 километров. Греки всегда были на побережье: они чаще всего путешествовали по морю.
– Что принесли греки на освоенные территории и что осталось после них?
– В первую очередь, свои передовые технологии. У них в то время были очень развиты технологии сельского хозяйства, они приходили на новые территории со своим орудием.
Есть зависимость и от того, каким был статус города. Если полиса, независимого города, то такие населенные пункты старались что-то производить.
Допустим, в Диоскурии (старейшая древнегреческая колония на Черноморском побережье Кавказа. – Прим.) производили керамику и что-то экспортировали с этой территории. До конца это еще не исследовано, но сохранилась керамика, на которой есть такой штамп "Диоскур", что означает Диоскурия, ее находят на территориях современных России и Украины.
Керамика – это самое богатое, что осталось после греков: чернолаковая, краснолаковая и краснофигурная. В этом отношении очень богатым является Пичвнари в современной Аджарии. Там обнаружено более тысячи греческих некрополей, захоронений с очень красивой керамикой.
– Вы упомянули независимые города в колониях. Какое было управление там? Они переняли то, что было в самой Греции?
– Это интересный вопрос, потому что он стал очень спорным в историографии: статус и политическое управление колониями.
Одни историки считают, что колонии были полисами (свободными городами), другие – называют их эмпориями (недолговечное, небольшое поселение без инфраструктуры. – Прим.). На эту тему были большие дебаты.
Сейчас историография пришла к выводу, что колонии в Причерноморье были очень отдалены от своего метрополиса ("владельца". – Прим.) и были более свободными. Историк Ахиос Грэхем называет это "эффектом дистанции": то есть чем дальше колония от метрополиса, тем она свободнее.
Что касается политического строя, то эти города обязательно перенимали политический строй своего метрополиса. Милет, который основал большинство колоний Причерноморья, был олигархией. Эти города также были олигархиями, то есть политическая элита управляла городом.
В V веке до н. э. афинцы стали лидерами в греческом мире, начинается демократизация всех этих городов.
– Какие этапы греческой колонизации вы могли бы выделить?
– Первый этап – основание колоний ( VIII–VII век до н. э.). Потом Ионийский период, когда города-колонии основывал Милет (VI век до н. э.) Затем Аттический период, у причерноморских городов активные отношения с основной Грецией ( V–VI века до н. э.).
Уже с IV века до н. э., когда основная Греция немного слабеет и начинается кризис полисов, активизируются контакты между самими греческими колониями Причерноморья. Лидером среди них тогда был Синоп, город в современной Турции.
Период активных отношения между колониями продолжается с IV век до н. э. и по начало III века до н. э. Затем контакты уменьшаются, и во II веке до н. э. начинается кризис. Потом уже греческое население либо покинуло территорию, либо слилось с местными.
– Как греческие колонии взаимодействовали со своей "матерью", Древней Грецией? Какими были отношения непосредственно с Афинами?
– Афины очень активно вели экспорт. Этому способствовало то, что нужно было всего девять дней, чтоб от Фазиса (современный город Поти на западе Грузии. – Прим.) добраться до Афин. До IV века путешественники ходили в так называемое каботажное путешествие, старались быть близко к земле. Выходить в открытое море они начали с IV века, хоть и течение в Черном море было очень трудным.
В Причерноморье есть два больших течения, которые направлены против часовой стрелки. Но был более легкий путь: если выйти из Босфора и Дарданелл и пройти вдоль территории Турции, потом до Грузии, России, Украины, то требовалось всего 10 дней, потому контакты были такими активными.
– Как у колоний складывались контакты с местным населением?
– Можно сказать, что в Причерноморье были очень хорошие отношения. Греки чеканили колхидскую монету (Колхидское царство – одно из первых грузинских государств. – Прим.) и использовали ее для покупки ресурсов у местного населения. Эти монеты были обнаружены на всей колхидской территории, около 5000 экземпляров. Там обнаружили также много греческого импорта, местные с удовольствием пользовались тем, что привозили греки. Отношения были очень активными.
– Куда делись греческие колонии? Что стало с ними?
– Контакты с греческим миром и контакты между собой ослабели. Сделать из греческих колоний единую экономическую зону не получилось. Это произошло из-за географии, из-за технологической нехватки, кризиса в самой Греции.
В III и II веке до н. э. города пришли в упадок. И есть две версии: либо жители колоний слились с местным населением, либо потомки колонизаторов вернулись в саму Грецию. Такая информация сохранилась у Аристотеля.
– Греки, что в советское время жили в Причерноморье, – это потомки тех греков-колонизаторов?
– Нет, это представители поздней миграции. Те греки, что были в период колонизации, не сохранили свою идентичность.
– Кому принадлежит авторство преданий об Аргонавтах, участниках похода в Колхиду в поисках Золотого руна? Грекам или тем же жителям Колхиды?
– Это самые ранние предания греков. Считается, что до колонизации они пытались найти новые места, новые территории. Это были самые ранние экспедиции. В то время было очень опасно рисковать и так далеко путешествовать.
– К какому времени это относится?
– Примерно XIII–XII века до н. э.
– Какие работы ваших коллег вы бы посоветовали к прочтению по этому вопросу?
– Есть книги, посвященные греческой колонизации в целом. Это известный автор Джон Бортман, который преподавал в Оксфорде. Кэтрин Морган. Есть еще книга А. Грэма "Колония и метрополия в Древней Греции". Если интересно конкретно о Колхиде, то и у меня тоже есть книга – "Эллинский эксперимент в западной Грузии. Греческие колонии: генезис и история".
- Для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с обсуждаемыми вопросами в подкасте, рекомендуем работу нашей гостьи Пипия Натия. Греки на восточном побережье Причерноморья: закономерности расселения и миграции. 2022, Сборник эллинических исследований, 4 номер.
- Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии и слушайте нас на Apple Podcasts – Spotify – YANDEX MUSIC – YOUTUBE и на других многочисленных аудиоплатформах.
Форум