Ссылки для упрощенного доступа

Такие разные казаки Северной Осетии


В то время, как одни казаки Северной Осетии жалуются на недостаточное внимание со стороны государства, другие прекрасно устроились.

Для казачества Северной Осетии, по словам потомственного Терского казака и заместителя министра по делам национальностей Северной Осетии Владимира Писаренко, прошедший год стал переломным, так как правительство республики «активизирует работу по реализации Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года» и работает над воссозданием Совета по делам казачества при главе республики. Представители казаков Северной Осетии неоднократно жаловались на притеснения со стороны этнических осетин и невнимание государства к их нуждам.

В то же время Аланское казачье войско Северной Осетии, которое состоит, в основном, из этнических осетин, хорошо встроилось в «вертикаль власти». Официально оно входит в состав Терского войскового казачьего войска. В составе Аланского войска около 12 тысяч человек. Аланское войско включает в себя Алагирское, Ардонское, Правобережное, Пригородное, Моздокское, Христианское, Эльхотовское казачьи общества и Владикавказское городское казачье общество. Более того, Пригородный и Правобережный отделы Аланского казачьего войска несут службу совместно с МВД республики по охране ее административных границ. Казаки Аланского войска также участвуют в охране государственной границы РФ на ее североосетинском участке.

Потомственные казаки зачастую недовольны тем, что некоренные казаки-осетины «перехватили» у них не только название, но и, что, возможно, еще важнее, ресурсы, связанные с функционированием казачьих организаций. Терское войсковое казачье войско, в частности, входит в так называемый государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, что дает определенные привилегии в получении государственной поддержки.

Что касается «захвата» казачьей идентичности и вхождения в государственный реестр, то в этом отношении Северная Осетия является исключением на Северном Кавказе. Например, многочисленные попытки ингушских казаков войти в состав государственного реестра наталкивались на упорное сопротивление как самих потомственных казаков, так и государственных органов РФ. В отличие от большинства других народов Северного Кавказа, осетины преимущественно принадлежат к православию, что помогло многим представителям осетинского народа во времена Российской империи сделать карьеру в казачьих войсках. Город Владикавказ был тогда столицей Терского казачьего войска. Тем не менее, осетины не являются славянами, и это вызывает определенную ревность среди казаков-славян. Даже современная столица Терского войскового казачьего войска была перенесена из Владикавказа в Ставрополь.

В Москве не хотят признавать казаков как народ, поскольку в таком случае возникнет прецедент для субэтнического деления русских.

Неясный правовой статус российского казачества ведет к возникновению самых разных интерпретаций одних и тех же законов. В частности, существуют споры по поводу того, являются ли казаки народом или некой формой общественной самоорганизации. Если казаки - народ, то непонятно, почему государство вносит их в специальный реестр и выдает им привилегии на участие в военных и полицейских структурах. Если казаки - общественное объединение, то не совсем понятно, на каком основании государство может не вносить мусульманские и неславянские казачьи организации в государственный реестр.

Во времена Российской империи казачество было одним из сословий, но вряд ли подобный правовой статус возможен в современной России. Москва не может определиться между двумя возможными статусами казаков. С одной стороны, в Москве не хотят признавать казаков как народ, поскольку в таком случае возникнет прецедент для субэтнического деления русских, чего власти не хотят допускать по политическим мотивам. С другой стороны, в Москве не хотят признавать казачество как сугубо военизированную общественную организацию, поскольку в таком случае не только русскоязычные христиане, но и этнические мусульмане, а также другие группы смогут создавать свои военизированные организации на легальной основе.

XS
SM
MD
LG