Шалинский городской суд накануне вынес неожиданное решение о проведении допроса некоторых свидетелей по делу чеченского правозащитника Оюба Титиева в закрытом режиме. Слушатели, среди которых были правозащитники, журналисты, а также несколько представителей дипломатических ведомств, были вынуждены покинуть зал суда.
Решение судьи поразило всех присутствующих – ведь на данный момент допрошена большая часть свидетелей, все заседания проходили в открытом режиме. Но адвокаты Титиева видят в решении суда определенные плюсы – ведь оно поможет доказать, что права Оюба регулярно нарушаются.
"Прокурору нужно выразить огромную благодарность. Он думает, что тактически выиграл, а на самом деле допустил стратегическую ошибку. Те нарушения, которые были допущены судом – а именно, что суд закрыл по ходатайству прокурора судебные заседания по допросу оперуполномоченных, позволяет смело ссылаться на нарушение статьи 6-й Европейской конвенции по правам человека", - отмечает адвокат Петр Заикин.
Принцип гласности судебного заседания был проигнорирован, и ЕСПЧ может указать на нарушение судом требований национального законодательства об открытости процесса.
Нет никаких оснований для закрытия процесса, утверждает адвокат Марина Дубровина. "Как в открытом, так и в закрытом судебном процессе свидетели у нас 'ничего не помнят'. Обоснованность решения странная. Нет никаких доказательств, что (свидетелям) что-то угрожало. Тем более их внешность не фиксировалось ни на фото, ни на видео", - напомнила Дубровина.
Четыре свидетеля точно будут допрошены в режиме закрытого заседания. Остальные, в том числе сотрудники ППС, скорее всего, будут допрошены в обычном, открытом режиме.
"Тот же самый Джабраилов – публичная фигура. Вы найдете о нем массу открытой информации", - напоминает Заикин. Тем не менее, несмотря на заявленное адвокатами ходатайство, он был допрошен в закрытом режиме.
"Это очередное основание указать на нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Те, кто разбирается в судебной практике, знают, что Президиум ВС РФ после постановлений ЕСПЧ вынужден отменять состоявшиеся судебные решения, причем даже за более мелкие нарушения. Так что мы можем только поблагодарить прокурора", - отмечает Заикин.
Процессы по статье 228 в российской практике проводились в закрытом режиме только в том случае, когда была необходимость допросить осведомителей, сотрудников оперативных подразделений, работающих на негласной основе, сведения о которых не подлежат разглашению. В деле Оюба Титиева никаких тайных свидетелей нет, поэтому решение Шалинского городского суда о закрытии процесса можно считать прецедентным.
Правозащитник Оюб Титиев находится под стражей почти девять месяцев. По его делу допрошено уже более 60-ти свидетелей, показания которых запросила сторона обвинения.