Ссылки для упрощенного доступа

Стащила пакет сока в детском доме


Малик и Хадижат Гатаевы со своими приемными детьми
Малик и Хадижат Гатаевы со своими приемными детьми

За что Литва преследует 19-летнюю уроженку Чечни Хеду Чинхоеву?

Много лет назад чеченская семья Гатаевых удочерила Хеду Чинхоеву. Гатаевы хорошо известны как в Чечне, так и за ее пределами. В военные годы вся их жизнь была связана с бездомными детьми и сиротами. Супруги подбирали малышей на улице, находили в подвалах и в картонных коробках, где они спали. Отмывали, лечили и искали их родственников. Если находили, возвращали близким.

Неприветливая Литва

После первой войны Гатаевы открыли детский дом "Родная семья", через который прошли сотни ребят. Финский режиссер Пирьо Хонкассало показал их в своем документальном фильме "Три комнаты меланхолии", о самоотверженности пары неоднократно писали европейские журналисты и правозащитники.

Благодаря вниманию общественности Гатаевы смогли основать отделение "Родной семьи" в литовском Каунасе. Помогли им в этом финны и норвежцы. Там жили, учились и восстанавливались дети, которые впоследствии возвращались домой.

Гатаевы хорошо известны как в Чечне, так и за ее пределами
Гатаевы хорошо известны как в Чечне, так и за ее пределами

Все изменилось в 2008 году, когда Малика Гатаева пригласили в местное управление Департамента госбезопасности. По словам Малика, спецслужбы "предложили сотрудничество в обмен на полезные действия на территории России". Мужчина отказался. Спустя некоторое время сомнительное предложение поступило повторно. Он снова уклонился от взаимодействия. Тогда против супругов были выдвинуты обвинения в похищении детей, вплоть до создания экстремистской группировки (на основании заявления их бывшей воспитанницы Седы Эсембаевой).

Седа пожаловалась властям на жестокое обращение, представив в качестве доказательства двухсантиметровый синяк. В суде дело, впрочем, развалилось, в 2012 году Верховный суд Литвы полностью оправдал Гатаевых. Но силовики не отстали.

С января 2009 года литовцы препятствовали общению супругов с шестью несовершеннолетними воспитанниками. Гатаевы с частью своих подопечных бежали в Финляндию, от которой Литва впоследствии потребовала выдать кавказцев. Финны за беженцев заступились, однако Гатаевым не удалось "выцарапать" у Литвы шестерых детей.

Все эти годы они боролись за воссоединение семьи. Литовцы запрещали ребятам говорить на чеченском и русском, рассказали им, что они Гатаевым не родные и т.д. Несмотря на все это, дети их не забыли. И Хеда Чинхоева тоже. Девочка плакала, сбегала из детского дома и даже пыталась проникнуть в посольство Финляндии в Эстонии, чтобы попросить у них убежище. Финны в воссоединении семьи отказывали – из-за отсутствия кровных уз.

Не помогла и Финляндия

Казалось, все стабильно плохо, но без обострений. Однако ситуация ухудшилась в 2017 году, когда достигшие совершеннолетия детдомовцы смогли самостоятельно принимать решения. 18-летней выпускнице детского дома Хеде полагалось 3 тысячи евро на первостепенные нужды. Но девушке в материальной помощи отказали. Она уверена, что причина заключается в ее происхождении.

Выяснилось также, что Хеда обвиняется в совершении дерзких преступлений, все эпизоды относятся к периоду, когда ей было 15-16 лет. Тогда она вместе с одноклассниками стащила из столовой детдома две пачки сока и раздала их друзьям, поскольку, по ее мнению, им недодавали сок.

Через два года Хеда была приговорена к пяти месяцам условно (с обязательным проживанием по месту регистрации). Но однажды после посещения детского дома, где она навещала младших сестер, девушка опоздала на последний автобус. Чинхоева была вынуждена остаться у сестер.

На следующий день ее выселили из общежития, в котором она жила. Социальные службы Литвы помогать ей не стали. Оставшись на улице, Хеда решила уехать к родным в Финляндию, где сразу обратилась за убежищем.

Гатаевы, желая избежать каких-либо проблем в будущем, позвонили в службу пробации в Литве и сообщили о ситуации, в которой оказалась их приемная дочь. Через 10 суток Хеда получила от Финляндии отказ в предоставлении убежища (адвокат заверил ее, что депортации ей не избежать).

При этом 18 июня 2018 года местный суд отменил решение о депортации чеченки в Литву. Однако финские полицейские почему-то ей об этом не сообщили. Напротив, предложили купить билет на паром, чтобы девушка поскорее покинула Суоми.

В Таллинском пассажирском порту она без объяснения причин была задержана. Гатаевы признаются, что очень устали, но сдаваться не намерены. Они обратились в посольство России, ведь Хеда является гражданкой РФ. Дипведомство направило в МИД Эстонии ноту с просьбой оказать содействие в скорейшей организации встречи с соотечественницей, а также предоставить информацию о причинах ее задержания.

27 июля она была депортирована в Литву, чем ее обвиняют на этот раз, не уточняется.

XS
SM
MD
LG