24 сентября дагестанцы Муртазали и Патимат Гасангусеновы встали в пикет у здания правительства республики (акция объявлена бессрочной). Родители убитых силовиками пастухов добиваются встречи с главой субъекта Владимиром Васильевым.
Братья Наби (17 лет) и Гасангусейн (19) были расстреляны 23 августа 2016 года близ села Гоор-Хиндах Шамильского района. Правоохранители пытались выдать подростков за боевиков. Национальный антитеррористический комитет тогда даже отчитался об уничтожении очередных бандитов. После долгих мытарств Муртазали удалось доказать: его дети никогда не были экстремистами, уголовное дело против парней было прекращено.
Васильев в Баку уже год?
Владимир Васильев находится на экономическом форуме в Азербайджане, поэтому не сможет принять родителей Гасангусеновых, заявили "Кавказ.Реалии" в пресс-службе главы региона.
В пресс-службе Васильева не считают, что власти "замалчивают и игнорируют эту проблему [трагедию Гасангусеновых]", и перечисляют всех чиновников, которые встречались с родителями убитых чабанов.
Уполномоченного по правам человека в Дагестане Джамала Алиева не устраивает "долгий срок расследования убийства братьев". Сейчас омбудсмен ожидает ответа от управления СКР по РД, ведь "15 сентября завершился срок, который был продлен на 10 месяцев".
На волокиту обратили внимание и в прокуратуре, которая 15 августа 2018 года вынесла СУ СКР по республике представление "по факту нарушения разумных сроков следствия".
Алиев напоминает: его предшественница Уммупазиль Омарова
просила уполномоченного по правам человека России Татьяну Москалькову обратиться в Генпрокуратуру "с тем, чтобы истребовать дело Гасангусеновых в Москву".
Дагестанцы готовы митинговать
У адвоката Гасангусеновых Джамбулата Гасанова особых иллюзий нет – на госорганы он не рассчитывает, т.к. "их обещания так и остались обещаниями".
"Сейчас важно другое – подготовить общественность к митингу. Нам готова помогать интеллигенция", – подчеркивает собеседник "Кавказ.Реалии", не уточняя, правда, на какую дату запланировано протестное выступление.
"Через свои каналы в правительстве представители интеллигенции Дагестана добиваются того, чтобы наше заявление поскорее дошло до Васильева", – рассказывает Гасанов.
25 сентября Гасангусеновы подали очередную заявку на встречу с главой Дагестана. Две предыдущих заявки "растворились" в Доме правительства. При этом трудно поверить, что Владимир Абдуалиевич не в курсе трагедии Гасангусеновых, которая заставила плакать едва ли не всю Россию.
26 сентября адвокат семьи обратился к главе следственного управления СКР Сергею Дубровину и прокурору РД Денису Попову. Он указывает на бездействие СУ СКР по республике, сотрудникам которого были представлены нестыковки в показаниях свидетелей – начальника полиции Шамильского района Ибрагима Алиева и руководителя ЦПЭ по Гергебельскому району Насрулы Исаева. Сыщики, однако, проигнорировали все факты.
Новая власть не признает ошибки старой
Реакция чиновников и депутатов на трехдневный пикет родителей Гасангусеновых была слабой, признает главный редактор еженедельника "Новое дело" Гаджимурад Сагитов.
Так, во второй день акции проходила сессия Народного собрания РД, на которой премьер Артем Здунов пообещал вернуть доверие народа к власти. Его подчиненные, покидавшие позже правительственное здание, делали вид, что не замечают Гасангусеновых. Некоторые, впрочем, выражали соболезнования… на ходу!
И мало кто из представителей элиты осмеливался приблизиться к ним. Те же, кто все-таки подходил, делали это, скорее, из-за присутствия журналистов.
"Признав эту ошибку [убийство невиновных], власти придется наказать себя", – объясняет поведение "слуг народа" Сагитов.
Журналиста, однако, удивляет, почему "новая власть не может признать ошибку старой и просто обнять этих несчастных родителей, которым больше ничего и не нужно".
Муртазали Гасангусенов соглашается: его детей не вернуть. Но он намерен бороться за то, чтобы других людей не постигла такая же страшная участь.