Правозащитникам и журналистам на Северном Кавказе стало сложнее освещать проблемные темы. Об этом свидетельствуют фальсификации уголовных дел в отношении журналистов и нападения на репортеров и сотрудников НКО.
Накануне в Москве прошла презентация ежегодного доклада международной правозащитной организации Amnesty International, рассказывающего о ситуации с правами человека в мире. В главе, посвященной России, правозащитники среди прочего отмечают, что на Северном Кавказе по-прежнему остро стоит проблема серьезных нарушениях прав человека во время спецопераций. При этом заниматься темой противостояния властей и бандподполья в 2016 году стало опаснее. Особенно это касается Чеченской республики. Так, на тех, кто критиковал власти Чечни, нападали «негосударственные субъекты, против них возбуждались дела, а правозащитники, освещавшие ситуацию в регионе, сталкивались с гонениями со стороны негосударственных субъектов», отмечается в докладе.
Правозащитники напомнили о нападении на сотрудников "Комитета по предотвращению пыток" и журналистов, произошедшем 9 марта на границе Ингушетии и Чечни. Тогда неизвестные люди в масках остановили нанятый КПП микроавтобус, силой вытащили ехавших в нем правозащитников, журналистов из России, Швеции и Норвегии и водителя, избили, а машину сожгли. Спустя два часа произошло нападение на офис КПП в Ингушетии, куда правозащитники перебрались после разгрома их офиса в Чечне.
16 марта нападению в Грозном подвергся и руководитель Комитета Игорь Каляпин: после того, как правозащитника выселили из гостиницы за "нелюбовь" к чеченскому лидеру Рамзану Кадырову, несколько людей набросились на него с кулаками, забросали яйцами и облили зеленкой.
На судебную власть в Чечне оказывает прямое давление руководство республики.
Еще сложнее приходится местным жителям, которые пытаются освещать проблемы республики. В докладе упоминается преследование журналиста "Кавказского узла" Жалауди Гериева, которого 5 сентября минувшего года Шалинский районный суд Чечни приговорил к трем годам лишения свободы по статье 228 (незаконное хранение наркотиков). На суде журналист подробно рассказал, как фальсифицировалась уголовное дело.
После ареста Гериева из опасений за свою свободу Чечню покинули три журналиста: их предупредили, что они могут повторить судьбу коллеги.
В докладе правозащитников упоминается и другой судебный процесс в Чечне: в мае Верховный суд республики приговорил граждан Украины Николая Карпюка и Станислава Клыха к 22,5 и 20 годам лишения свободы, обвинив в участии в чеченской войне в 1994–1996 годах на стороне сепаратистов и убийстве российских военнослужащих. На суде Карпюк и Клых рассказали, что подвергались пыткам.
Эти несправедливые приговоры стали возможны в том числе и потому, что на судебную власть в Чечне оказывает прямое давление руководство республики. В докладе Amnesty International напоминают, что 5 мая 2016 года Кадыров "собрал всех судей республики на совещание и вынудил четверых из них подать в отставку". При этом федеральные власти никак не отреагировали на это.
Преследование правозащитников, давление на судей, адвокатов, да и вообще простых людей в Чечне стало почти нормой.
Напомним, 6 октября 2016 года "Кавказ.Реалии" сообщал, что спикер парламента Чечни Магомед Даудов (более известный по прозвищу "Лорд") избил исполняющего обязанности председателя Верховного суда республики Тахира Мурдалова. Как рассказал тогда наш источник, Даудов хотел "протолкнуть" в кресло председателя суда своего человека и отказ Мурдалова покинуть пост воспринял как вызов.
Преследование правозащитников, давление на судей, адвокатов, да и вообще простых людей в Чечне стало почти нормой, отмечает собеседник "Кавказ.Реалии", который из-за профессиональной деятельности вынужден был покинуть республику. Он напоминает о деле правозащитника Руслана Кутаева, осужденного на четыре года по ложному обвинению, и судебном процессе над Сулейманом Эдиговым, получившего 14,5 лет за убийство полицейского, которого не совершал. Дело Эдигова стало известно после того, как судья Вахид Абубакаров вынес беспрецедентное постановление о самоотводе из-за давления со стороны руководства МВД.
"На всех давят. Если ты судья – должен обвинять неугодных [властям], если адвокат – не слишком рьяно защищать, если правозащитник – то должен быть "ручным", если простой житель – то молчаливым и со всем согласным. Я не увидел в докладе про изгнания, хотя это очень важно. Люди виноваты только в том, что оказались чьими-то родственниками. Так скоро в Чечне вообще никого не останется, кроме руководства и силовиков", - отмечает собеседник "Кавказ.Реалии".
Действительно, в Чечне родственники членов НВФ уже давно подвергаются репрессиям: неизвестные налетчики сжигают их дома, а самих людей потом изгоняют из республики.
В 2016 году, после того, как Кадыров приравнял к террористам распространителей наркотиков и пьяных водителей, эту практику стали применять и к их родственникам. Так, в конце ноября из чеченского села Ачхой-Мартан насильно выселили около полусотни человек – родственников виновника ДТП со смертельным исходом.