В СМИ появилась информация о планах правительства Ингушетии внедрить в регионе систему отслеживания интернет-материала, способного спровоцировать межнациональные и межконфессиональные конфликты. Однако авторы ошиблись: система не планируется, а уже работает полным ходом.
Как рассказали "Кавказ.Реалии" в отделе мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Ингушетии, созданном специально для реализации данного проекта, систему начали запускать еще весной. Активное же ее использование продолжается уже примерно три-четыре месяца.
"Система внедрена, работает в штатном режиме", - сообщили в ведомстве порталу "Кавказ.Реалии" во вторник.
Целью этой программы является предотвращение конфликтов на национальной и конфессиональной почве еще на стадии их зарождения.
В отделе отметили, что целью этой программы является предотвращение конфликтов на национальной и конфессиональной почве еще на стадии их зарождения.
В отделе пояснили, что принцип работы системы такой же, как и у обычных браузеров, используемых для поиска информации в интернете.
Сотрудники вводят в строку поиска ключевые слова, связанные с межнациональными и межконфессиональными отношениями, с конфликтами, как, например, "межнациональный", "боевик", "конфликт", и программа выдает список источников, содержащих потенциально опасные сообщения.
За кем следят
Собеседник издания подчеркнул, что проект нацелен на отслеживание интернет-контента в целом, а не на наблюдение за конкретными личностями. По его словам, за время работы системы в Ингушетии программа ни разу не наводила сотрудников на сообщения из личных переписок пользователей в соцсетях.
Как пояснили "Кавказ.Реалии" в отделе внешних коммуникаций Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), в зону мониторинга входят только открытые источники - тайна личной переписки сохраняется.
В зону мониторинга входят только открытые источники. Соответственно, тайна личной переписки сохраняется.
Согласно презентации системы мониторинга, отслеживать информацию в социальных медиа сотрудникам приходится вручную, что создает проблему. Так, отмечается, что в Facebook ежедневно появляется 1,3 млрд сообщений для обработки, в Twitter - 2 млрд, ВКонтакте - 3 млрд. При средней скорости ручной обработки две минуты, на одно сообщение ежедневно необходимо более 4 млн специалистов.
Что касается объектов системы мониторинга, то в брошюре, в частности, перечислены деятельность органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти субъектов РФ, некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей, групп лиц, представляющих интересы диаспор и др.
Почему долго внедряют
Согласно ФАДН, в настоящее время система мониторинга работает в 83 из 85 субъектов РФ. При этом сведения о том, что это за два региона, оставшиеся за пределами общей программы, агентство порталу "Кавказ.Реалии" разглашать отказалось. Но в ведомстве указали на поэтапный характер внедрения программы.
Это противоречит информации, изложенной в той же официальной брошюре о данной системе, где сказано, что, по планам ФАДН, "с января 2016 года все субъекты Российской Федерации будут осуществлять мониторинг состояния и развития межэтнических отношений, предупреждения и нейтрализации межэтнических и межконфессиональных конфликтов с использованием Системы мониторинга, разработанной Федеральным агентством по делам национальностей".
Зачем Ингушетии отдельный мониторинг
Сайт "Кавказ.Реалии" поинтересовался у представителя отдела мониторинга в Ингушетии, зачем каждому региону своя система наблюдения межнациональных отношений, если отслеживаемый контент - одинаковый для всей программы, и при поиске материала по тем же ключевым словам сотрудники службы и в Москве, и в Ингушетии получают один список потенциально опасных источников.
Из предложенного системой списка сотрудники разных субъектов РФ делают акцент на том контенте, который имеет отношение к их региону.
Собеседник пояснил, что из предложенного системой списка сотрудники разных субъектов РФ делают акцент на том контенте, который имеет отношение к их региону. Так, к примеру, если за пределами Ингушетии, не в Москве, случается драка между ингушами и представителями другой национальности, то урегулирование такого конфликта не входит в компетенции московских сотрудников системы мониторинга.
В ведомстве подчеркнули, что за время работы системы в Ингушетии удалось предотвратить ряд небольших конфликтов, но крупных выявлено не было. "Работаем на опережение", - сказал представитель отдела.