Ссылки для упрощенного доступа

"Сирийских" ингушей дома ждут уголовные дела?


Жителям Ингушетии, уехавшим в Сирию, позволят вернуться домой, но они должны быть готовы предстать перед законом, заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров. Вернувшихся нельзя сажать "всем скопом", поскольку не все из них участвовали в войне, считают правозащитники.

"Те, кто выехал из Ингушетии в Сирию и вступил в ряды боевиков, могут вернуться домой, но остается вопрос – как они это сделают? То ли они вернутся нелегально и будут продолжать преступную деятельность, то ли, наоборот, легально, раскаявшись и с просьбой о помощи", - сказал Евкуров РИА Новости.

Он отметил, что в республике примут заявления от вернувшихся, но они должны быть готовыми к тому, что их ждет разбирательство по закону, "в том числе за участие в террористической деятельности или в пособничестве терроризму".

"И это не зависит от того, мужчины это или женщины, закон одинаков для всех", - отметил Евкуров.

Руководитель программы "Горячие точки" правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов в свою очередь считает, что дела людей, вернувшихся из Сирии, должны проходить через комиссию по адаптации боевиков к мирной жизни, которая уже давно существует в Ингушетии.

"Чтобы люди не боялись возвращаться, нужно обеспечить объективное рассмотрение их дел, дать гарантии от пыток и «навешивания» на них того, что они не совершали. Этим, прежде всего, и должна заниматься комиссия по адаптации, а уже потом, если человек заслуживает, просить о снисхождении", - считает Орлов.

Правда, в последние годы эффективность комиссии сильно снизилась, говорит правозащитник, но "есть надежда, что в Ингушетии все пройдет нормально".

"Однако я понимаю, что Евкуров тоже прав: взрослый человек, уехавший в Сирию, должен был понимать на что он идет и должен нести ответственность за свои действия", - считает Орлов.

При этом он подчеркивает, что нужно все же делать различия между мужчинами и женщинами, тем более женщинами с детьми, которые, скорее всего, не принимали непосредственного участия в боевых действиях.

"Я редко говорю хорошее о режиме Кадырова, но возвращение женщин и детей из Сирии, которых не привлекли к уголовной ответственности и дали вернуться к мирной жизни, это пример нормального отношения, которому не последовали в Дагестане, где вернувшихся женщин арестовали", - напомнил Орлов.

Но и мужчин нельзя "грести под одну гребенку", подчеркивает правозащитник, поскольку не все из них участвовали в войне, как, например, Ислам Гугов из Кабардино-Балкарии, осужденный после возвращения из Сирии, хотя он не был участником боевых действий.

Напомним, Гугов поверил сотрудникам ФСБ, обещавшим не наказывать его за добровольную явку с повинной, вернулся домой, но был арестован и получил три года колонии.

XS
SM
MD
LG