Ссылки для упрощенного доступа

Подставные понятые и пытки. Семерых жителей Дагестана осудили по обвинению в терроризме


Южный окружной военный суд, Ростов-на-Дону
Южный окружной военный суд, Ростов-на-Дону

Южный окружной военный суд приговорил семерых жителей Дагестана к длительным срокам за участие в террористической деятельности и незаконном вооруженном формировании. Защита заявляет о пытках и говорит, что дело полностью сфабриковано.

По версии следствия, Хизри Хизриев, Абдурахман Газиев, Хаджимурад Магомедов, Ибрагим Увайсов, Хамзы Магомедов, Ширазутдин Алиев и Арсен Мурзабеков вступили в незаконное вооруженное формирование в дагестанском поселке Шамхал. Следствие считает, что они выполняли поручения руководителей этого формирования. Например, предоставляли его участникам ночлег и еду. Все это происходило на территории Дагестана с 2010 года.

В 2015 году, согласно официальной версии, участники НВФ обучились обращаться с оружием и взрывчаткой, освоили "навыки психологической подготовки в целях осуществления террористической деятельности". Эта деятельность осужденных заключалась в пересылке видеороликов запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" в телеграм-чатах, считает следствие. Кроме того, участники бандформирования якобы хранили у себя оружие и просматривали в интернете "видеоролики, обучающие применению холодного оружия, минно-подрывному делу".

Эти люди невиновны, они не совершали тех деяний, которые им вменяют

Помимо обвинения в участии в незаконном вооруженном формировании и террористической деятельности, уроженцев Дагестана обвинили в хранении оружия и взрывчатки, полученных от неустановленного лица в неизвестное время. Никаких насильственных преступлений за восемь лет предполагаемые террористы не совершили.

Все осужденные – жители поселка Шамхал в горах Дагестана. Большинство из них были увезены из дома в неизвестном направлении в июне 2018-го и исчезли на несколько дней. Так, например, Хаджимурада Магомедова похитили сотрудники дагестанского Центра противодействия экстремизму из родительского дома. Спустя 10 дней позвонили его отцу Шамилю и сообщили, что задержали сына на улице в Хасавюрте при оказании сопротивления полицейским, а в своей спальне под подушкой он якобы хранил сверток с патронами и гранатой. Об этом в своем инстаграме сообщил дагестанский журналист Абдулмумин Гаджиев, которого судят по обвинению в финансировании терроризма. Он находится с Хаджимурадом Магомедовым в одной камере.

Основное доказательство обвинения – признательные показания, которые получили от подсудимых сотрудники ЦПЭ. Из материалов дела следует, что все они дали показания друг на друга. На суде все они заявили о пытках током и дали новые показания.

Подставные понятые

Защита настаивает, что доказательства обвинения полностью сфальсифицированы, начиная с подброшенного оружия и заканчивая подставными понятыми. Единственный свидетель обвинения – односельчанин подсудимых Курбан Магомедов – в суде отказался от показаний, данных на предварительном следствии. Он сообщил, что сотрудники в штатском оказывали на него давление и угрожали пытками, чтобы он свидетельствовал против односельчан, с большинством из которых даже не был близко знаком.

Несколько других свидетелей заявили о фальсификации их подписей в протоколах и сказали, что они не давали тех показаний, которые им приписывали.

Следователь фальсифицировала доказательства, а суд на это никак не реагировал

Среди понятых оказалась помощница следователя Марьям Гаджиева. Девушка в течение всего допроса утверждала, что никакого отношения к правоохранительным органам не имеет, а на опознании подсудимых оказалась случайно – подруга позвала. Все подсудимые ее узнали, но она отрицала какой-либо опыт общения с ними. Тем не менее им удалось доказать суду, что она лжет. Подсудимый Абдурахманов напомнил ей, что спрашивал ее о шраме у нее на руке. Тогда она ему ответила, что он остался после операции. В суде Гаджиева продемонстрировала шрам и подтвердила его происхождение.

Другой понятой по имени Заур Хаиров, принимавший участие в ряде следственных действий по этому делу и давший показания против Газиева и Алиева, оказался дважды судимым за хранение наркотиков. Понятым он привлекался через короткое время после вынесения приговора. Защита подозревает, что этот человек связан с силовиками и действовал в их интересах.

Всего адвокаты направили более десятка заявлений о преступлении в отношении следователя следственной части следственного управления МВД по Дагестану Айшат Зульпукаровой. По их мнению, за фальсификацией расследования в отношении подсудимых стоит именно она. Ее же в своих материалах упоминал Абдулмумин Гаджиев. В своем тексте он описывал похожую историю, где нескольких человек пытали током, требуя сознаться в участии в ИГ. Дело вела эта же следователь.

Суровый итог

Уверена защита и в фальсификации обвинения в хранении оружия. Сергей Лабинцев, адвокат Абдурахмана Газиева, утверждает, что оружие подсудимым подкинули сотрудники правоохранительных органов. Так, например, револьвер, обнаруженный у одного из подсудимых, уже не раз участвовал в уголовных делах. Защите удалось установить, что до этого он фигурировал в уголовном деле 2015 года в Кабардино-Балкарии, хотя в материалах дагестанского дела сказано, что он принадлежал дагестанскому бандформированию с 2011 года.

Суд, выслушав все эти аргументы, приговорил подсудимых к длительным срокам. Хизри Хизриев и Абдурахман Газиев получили 20 и 19 лет в исправительной колонии строгого режима с отбыванием первых трех с половиной лет в тюрьме. Ширазутдин Алиев – 18 лет. Ибрагим Увайсов и Хаджимурад Магомедов – по 17 лет. Арсену Мурзабекову назначили 15 лет. Меньше всех получил Хамза Магомедов, ему придется пробыть в колонии семь лет. Всем, кроме Мурзабекова, назначили штраф в размере десяти тысяч рублей.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

"Мы считаем этот приговор незаконным. Следователь фальсифицировала доказательства, а суд на это никак не реагировал. Эти люди невиновны, они не совершали тех деяний, которые им вменяют. Имелись абсолютно все основания для возвращения дела прокурору, но, увы, этого не произошло. Мы отправили заявления о преступлении, но реакции на них тоже не было", – говорит адвокат Газиева Сергей Лабинцев.

Защита планирует подавать апелляцию на приговор, но пока адвокаты не получили его копию и не знают, на какие доказательства суд ссылался при его постановлении.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

XS
SM
MD
LG