Арбитражный суд Кабардино-Балкарии отложил на неделю рассмотрение взаимных исков по арендной плате управления земельных отношений администрации Нальчика и жилищно-строительного кооператива "Эркин Езен".
21 октября 2015 года управление земельных отношений заключило с кооперативом договор об аренде 82,5 га земли. 25 мая 2017 года власти обратились в Арбитражный суд с иском о взыскании с "Эркин Езен" задолженности в размере 49 120 227 рублей и неустойки, которая составила 3 610 290 рублей.
31 мая судья Фатима Цыраева приняла от ЖСК встречный иск об уменьшении арендной платы до пяти с половиной миллионов рублей.
В жилищный кооператив "Эркин Езин" входят владельцы участков в поселке Белая Речка. В 2012 году эти территории фактически захватили.
Продолжительное время жители населенного пункта просили бесплатно распределить землю среди социально-незащищенных слоев. Однако власти не соглашались. И в 2012 году, не дожидаясь решения чиновников, сельчане провели жеребьевку и распределили 512 участков между собой. Их размеры составили от 10 соток (для семей с одним взрослым сыном) до 20 соток (для семей с двумя взрослыми сыновьями). При этом общее количество дворов в Белой речке - 485.
"Странное распределение, учитывая, что, по заверениям самих белореченцев, количество нуждающихся составляло всего 92 человека", - отметил в беседе с "Кавказ.Реалии" глава "Конгресса кабардинского народа" Аслан Бешто.
Сотрудники МВД запрещали строительство на этих территориях, однако в 2015 году был организован кооператив "Эркин Езен", с которым управление земельных отношений заключило договор.
Кооператив сколотили по инициативе Мурата Рахаева, который настаивал на том, что руководство республики должно считаться с объединением социально-незащищенных граждан и узаконить захваченные участки.
Несмотря на то, что в октябре 2015-го нальчикская администрация заключила договор об аренде с "Эркин Езен", до 2016 года этот документ не считался законным, поскольку 82,5 га числились в кадастре как земли сельскохозяйственного назначения.
4 июня 2016 года правительство КБР удовлетворило заявку мэрии Нальчика, переведя 82,5 га бывшего колхоза "Белореченский" в категорию "земли населенных пунктов".
Таким образом, оказалось, что договор с "Эркин Езен" был заключен до правительственного постановления.
Представители общественных организаций Кабардино-Балкарии указывают на незаконность действий как мэрии, так и правительства республики, которые "на недостаточных основаниях перевели земли из одной категории в другую".
По словам Аслана Бешто, самозахват уже широко применяется в КБР.
"В каждом ауле Кабардино-Балкарии есть неустроенные семьи, которые годами стоят в очередях. После решения по Белой Речке тысячи человек могут начать захват земель", - предостерегает он.
Бешто не исключает, что жители Белой Речки окажутся в долговой кабале.
"Если они проиграют суд и не смогут выплатить долг, то в следующем году уже сумма удвоится. Сельчане будут вынуждены продавать землю за гроши", - рассуждает эксперт.
Не обходится и без национального вопроса. Кабардинцы опасаются, что балкарцы захватят исконные черкесские земли.
Экс-командир кабардинских добровольцев в Абхазии, предприниматель Ибрагим Яганов, по собственным словам, ничего не имеет против конкуренции между народами ("преуспеет тот, кто более умен и сметлив"). Но, настаивает он, главное, чтобы эта конкуренция проходила правовом поле, иначе "ситуация может вылиться в хаос".
Сами сельчане находятся в подвешенном состоянии.
"Вроде бы все уже оформили, но пока документов о владении участком не передавали", - рассказывает Хазрет.
Мужчина строит двухэтажный дом для своего 20-летнего сына.
В недвижимость он уже вложил больше миллиона рублей. "Если участок вдруг отберут, то большие деньги потеряю", - расстраивается он.
25-летнему Мурату тоже не давали никаких документов.
Мурат с женой и детьми снимает квартиру в Нальчике (жилище обходится в 6 тысяч рублей в месяц).
"Свой дом нам необходим. Построим небольшой дом, чтобы не брать кредит", - говорит молодой человек.
Отметим, в 2005 году Белую Речку включили в состав Нальчика, стоимость земли выросла с 200 тысяч рублей до 1 миллиона рублей за сотку.