Ровно месяц назад российские дальнобойщики начали бастовать против системы "Платон". "Кавказ.Реалии" вспоминает, как это было, и подводит итоги акции.
Дагестан
Первыми из кавказских перевозчиков, выступивших против "Платона", стали дагестанские дальнобойщики. Их акция оказалась самой масштабной: 27 марта в стачку влились 90% перевозчиков.
Больше 300 фур по-прежнему стоят возле Манаса, водители продолжают акцию.
Водители устраивали автопробеги, требовали показать их по Первому каналу и встречались с чиновниками (в частности, с зампредседателя правительства республики Шамилем Исаевым, который посетовал на то, что "на местах ничего не решают").
31 марта силовики сорвали очередной автопробег дальнобойщиков, блокировав фуры.
В то же время республики Рамазан Абдулатипов уверял, что местные власти всегда будут выполнять законные требования водителей, поскольку "никакие структуры не должны их мучить".
Однако давление на протестующих продолжилось: 5 апреля в Москве был задержан лидер Объединения перевозчиков Дагестана Рустам Малламагомедов.
В тот же день в пригороде Махачкалы полицейские начали жестко разгонять часть бастующих дальнобойщиков.
Позже военные блокировали дальнобойщиков в Манасе. Не сумев разогнать акцию, правоохранители стали "выдергивать" протестующих и угрожать постановкой на профучет.
Между тем забастовка начала сказываться на ценах: продукты подорожали на 5-10%. Некоторые товары потребления вовсе исчезли.
Больше 300 фур по-прежнему стоят возле Манаса, водители продолжают акцию.
Осетия
В Северной Осетии 27 марта больше ста водителей встали на трассе "Кавказ".
Дальнобойщики записали видеообращение к депутатам регионального парламента с просьбой передать их требования в Москву.
В начале апреля с бастующими встретился глава республики Вячеслав Битаров.
Через несколько дней после вступления в силу нового тарифа "Платона" (случилось это 15 апреля) дальнобойщики вернулись к работе, чтобы расплатиться с долгами.
Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария
Дальнобойщики Карачаево-Черкесии присоединились к протесту 29 марта - в этот день 200 водителей устроили автопробег по Черкесску.
За время стачки к водителям наведывались чиновники, но особенно ими интересовались МВД и ФСБ. А вот местные СМИ сделали вид, что ничего не происходит.
В соседней Кабардино-Балкарии протестовать начали вместе со всей страной, но "размахнуться" водителям не позволили: около Прохладного встали только 25 фур, остальных к месту стачки не пропустили силовики, блокировав въезды.
В администрации республики протестующих обвинили в отсутствии патриотизма.
Ингушетия
Основным местом сбора дальнобойщиков стал въезд в Карабулак: там встали более 40 большегрузов.
Местные власти не попытались создать даже видимости диалога с бастующими, как это было в других регионах.
26 апреля ингушские дальнобойщики покинули протестный лагерь, посчитав дальнейшее пребывание там бесполезным.
«Платон» не отменят
Несмотря на старания дальнобойщиков, протесты не приведут к выполнению их требований, поскольку в акции не участвуют крупные перевозчики, полагает экономист Андрей Меламедов.
"Обычные люди на стороне дальнобойщиков, понимая, что к ним отнеслись несправедливо".
"Для крупных перевозчиков даже неделя без работы означала бы банкротство и физическую смерть торговых сетей, на которые они работают", - объясняет эксперт в беседе с "Кавказ.Реалии".
От стачки, считает он, страдают фермеры и ряд производителей, которые пользовались услугами частных перевозчиков.
"Это неминуемо приведет к повышению цен, но население к этому готово. Обычные люди на стороне дальнобойщиков, понимая, что к ним отнеслись несправедливо", - добавляет Меламедов.