В Дагестане продолжается борьба со строительством мусорного полигона вблизи села Новая Урада и песчаного бархана Сары-Кум, охраняемого ЮНЕСКО. Активисты, которые не раз выходили на митинги и пытались остановить проект в судебном порядке, выяснили, что рядом со строительством находится нефтяная скважина – ее повреждение может привести к серьезным экологическим последствиям. При этом власти убеждают местных, что мусорный полигон только улучшит жизнь в регионе, – его планируют открыть в 2024 году.
"Все забыли, как мы утопали в мусоре"
Крупнейший в Европе песчаный бархан Сары-Кум находится в часе езды от Махачкалы. Это одна из главных достопримечательностей республики – именно здесь прошли съемки фильма режиссера Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". Рядом с планируемым полигоном расположены пастбища, виноградники и фруктовые сады. Строить объект предполагается на маковом поле, которое также является популярным местом среди туристов.
В 2021 году власти Дагестана приняли новые правила обращения с отходами, по которым республику разделили на три зоны: Махачкалинскую (куда входит Кумторкалинский район), Дербентскую и Хасавюртовскую. В каждой планируется построить мусоросортировочный комплекс и полигон – в Кумторкалинский район планируют свозить для захоронения мусор, не подлежащий обработке.
Строительство началось в начале этого года – тогда же жители сел Новая Урада, Новая Шангода-Шитлиб и Тидиб вышли на первую акцию протеста. По их мнению, полигон навредит бархану (он расположен на расстоянии 6 км), маковому полю, селам вокруг, а также испортит несколько подземных серных источников – один из них находится в 896 метрах. При этом до Новой Урады от будущего места захоронения отходов – всего 550 метров.
Несколько недель назад жители Новой Урады инициировали землеустроительное исследование в этом районе. Сотрудники Республиканского управления независимых экспертиз и проектирования обнаружили в 286 метрах от строительства полигона нефтескважину "Алмало-1".
На основании новых данных активисты обратились в природоохранную прокуратуру с просьбой провести проверку. На это обращение они получили ответ от местного министерства природы: чиновники написали, что нефтескважину законсервировали в 2008 году, а границы полигона скорректированы таким образом, чтобы к ней на случай "инцидентов" оставался свободный доступ. Комментировать безопасность нахождения нефтескважины на территории полигона сайту Кавказ.Реалии в Минприроды Дагестана отказались.
Нефтяная скважина на территории полигона может представлять экологическую угрозу, если она случайно будет задета техникой. При этом "Алмало-1" может быть не единственной скважиной в этом районе, утверждает эколог Гамзат Магомедов.
"Кто будет нести ответственность в случае чего? Нефтескважина – это стратегический объект. Оценку этой ситуации должна дать прокуратура, а не Минприроды", – отметил собеседник.
Инициаторы экспертизы задаются вопросом, соответствуют ли полученные данные экологической безопасности для людей, флоры и фауны.
В препятствовании строительству "высокотехнологичного и безвредного" полигона без каких бы то ни было оснований жителей Новой Урады упрекнула зоолог, заведующая кафедрой зоологии Дагестанского государственного университета Людмила Мазанаева. Она рассказала редакции, что сама была скептически настроена к проекту и предполагала, что он принесет вред экологии, но изменила свое мнение после презентации проекта в сентябре.
На свои вопросы я от Меликова ответы не получил, кроме того, что там будет все нормально. С нами считаться не собираются
"Люди опасаются, что там будет летать мусор, но это не так. Да, хорошо, если полигон был бы подальше от охраняемых объектов, но это значительно повысило бы стоимость проекта и оплачивалось из наших карманов. Все забыли, как мы утопали в мусоре, когда крысы бегали, перенося всякую гадость", – сказала Мазанаева.
На презентации, где побывала заведующая кафедрой, глава республики Сергей Меликов и другие чиновники объясняли, что проект безвреден для людей и экологии: попадания в почву ни влаги, ни мусора не будет. Меликов говорил о новых рабочих местах, поселкообразующем предприятии и использовании переработанных отходов как вторсырья.
На мероприятие, куда пытались попасть около сотни жителей ближайших сел, пустили лишь шестерых активистов, которые остались недовольны презентацией. По словам одного из участников группы, у них отобрали телефоны перед входом, несмотря на то что у всех остальных участников телефоны были с собой.
"На свои вопросы я от Меликова ответы не получил, кроме того, что там будет все нормально. С нами считаться не собираются", – сказал он.
В качестве аргумента о том, что протесты активистов нелегитимны, зоолог Людмила Мазанаева напомнила: официально села, где живут недовольные полигоном, не существуют. Они были основаны на землях, предназначенных для отгонного животноводства. Жители Новой Урады прописаны в Шамильском районе Дагестана, а поселка Новая Шангода-Шитлиб – в Гунибском районе.
"У людей нет доверия"
Юрист Муртазали Хотодинский, представляющий интересы жителей Новой Урады, утверждает, что они могут защищать свои права в суде, даже если их населенный пункт не имеет официального статуса. Сейчас, по его словам, в судах находится два иска. В одном из них местные просят признать незаконной государственную экологическую экспертизу, которая дала положительное заключение о безопасности полигона. По мнению Хотодинского, если эту экспертизу признают незаконной, вероятно, строительство отменят.
Второй иск касается общественной экологической экспертизы, которая предусмотрена законом, – по инициативе граждан ее должны обеспечить чиновники. Однако власти отказались ее организовать. По этому поводу активисты трижды обращались в Кумторкалинский районный суд, но тот дважды оставил жалобу без рассмотрения, а в третий раз вернул обращение заявителям из-за участия в иске "неуполномоченных лиц".
Строительство полигона продолжается несмотря на судебные разбирательства и недовольство местных. Работы приостанавливали лишь однажды – тогда природоохранная прокуратура выяснила, что проект начали без разрешения и положительного заключения госэкспертизы. Но 11 августа Сергей Меликов заверил местных жителей, что полигон якобы только улучшит экологическую ситуацию в регионе, а проект прошел все экспертизы. Сейчас на месте строительства снова работает техника, рассказали Кавказ.Реалии жители Новой Урады.
Властям не удалось убедить общество в том, что этот проект будет безопасен для экологии, уверен общественный деятель, член ОНК Шамиль Хадулаев. У людей нет доверия, а в строительстве полигона, по его словам, очевидна "коррупционная составляющая".
"Полигон будет находиться в 40 километрах от мусоросортировочного завода, который тоже сейчас строят недалеко от Махачкалы. Зачем ставить сортировку мусора на таком длинном расстоянии от полигона? Ты везешь мусор из Махачкалы на завод, а потом везешь его еще 40 километров, чтобы захоронить. В действительности они будут прямо везти на полигон, а деньги брать как будто возили сначала на сортировку. А оплачивать это будут люди", – убежден Хадулаев.
***
Акции протеста начались весной этого года и продолжаются до сих пор. В сентябре восемь человек задержали за участие в протесте, участниками схода стали тогда более ста местных жителей. Более трех сотен людей вышли на улицы Дагестана и 25 октября с требованием остановить строительство. Об этом же просили и несколько общественных организаций в Дагестане, которые записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину.
Руководитель общественной организации "Конгресс народов Дагестана" Деньга Халидов сказал, что власти республики проигнорировали альтернативное место для полигона, которое устраивало жителей ближайших сел и дагестанскую общественность. Чиновников также обвинили в нарушении судебных решений. Несколько дней спустя аналогичное видеообращение записали несколько военнослужащих "от имени мобилизованных жителей Дагестана".
В конце ноября власти Кумторкалинского района сообщили, что полигон заработает до конца 2024 года.
Форум