Эту статью можно прочитать и на чеченском языке
Живущего в Австрии малоизвестного чеченского блогера Сайд-Хусейна Магомадова, который отличился резкой критикой Рамзана Кадырова с использованием обсценной лексики, заметили в Грозном на так называемом Съезде чеченского народа. Позднее Магомадов заявил, что он без проблем вернулся обратно в Австрию. Сайт Кавказ.Реалии рассказывает об исторических предпосылках съезда в Грозном и об ичкерийцах на службе режима Кадырова.
"Масштабная фальсификация"
Делегатами прошедшего 23 марта съезда стали местные чиновники и религиозные служители, а всего на мероприятии присутствовали около шести тысяч человек. Съезд чеченского народа был призван продемонстрировать поддержку Кадырову.
Официально собрание в Грозном власти приурочили к 20-летию принятия конституции Чечни, когда в республике были закреплены итоги псевдореферендума, проведенного в военной обстановке и без участия международных наблюдателей, – Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выступали с критикой условий проведения голосования.
Каким бы ни был глупым сам Кадыров, он не может не понимать, что в момент развала страны с ним могут покончить
Представитель немецкого Фонда науки и политики в Берлине Уве Хальбах называл референдум 2003 года "бутафорией" и отмечал, что он представляет собой лишь часть политики Кремля, цель которой – создать впечатление нормализации обстановки в республике. Корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий характеризовал то же голосование словами "мистификация" и "масштабная фальсификация".
Согласно результатам опроса правозащитного центра "Мемориал", большинство жителей Чечни в 2003 году не планировали участвовать в том референдуме, не читали проект предлагаемой Конституции республики и считали его автором Кремль.
В день голосования многочисленные российские и иностранные правозащитники и журналисты не зафиксировали высокую активность избирателей ни на одном участке. Для получения бюллетеня требовалось предъявить паспорт, однако регистрацию по месту проживания никто не проверял, поэтому голосовать можно было где угодно и сколько угодно, что ради эксперимента и было многократно проделано рядом журналистов, включая иностранных.
Но власти объявили референдум состоявшимся и заявили, что в голосовании приняли участие 95% избирателей, из них 95,37% поддержали новую Конституцию и законы о выборах. Ни Совет Европы, ни ОБСЕ, ни российские и чеченские правозащитные организации не признали итоги референдума легитимными.
Референдум оформил так называемую чеченизацию вооруженного конфликта в республике: позднее здесь были созданы батальоны "Восток", "Запад", "Север" и "Юг", которые, как указывал "Мемориал", лишь "формально принадлежат федеральным силовым структурам и терроризируют население ничуть не в меньшей степени".
Первый съезд народов Чечни прошел в декабре 2002 года (именно тогда было объявлено о референдуме по принятию Конституции); в ноябре 2006 года в республике прошел съезд Ассамблеи народов Чечни; еще через четыре года в Грозном провели Всемирный чеченский конгресс. В июне 2021 года на аналогичном мероприятии Рамзана Кадырова попросили вновь идти на выборы главы республики, на которых он ожидаемо победил.
Все эти годы шел поиск названия форума и законных оснований для реализации принятых на нем решений. В итоге прошлой осенью чеченский парламент принял закон о Съезде народа Чеченской Республики, который закрепил за ним статус "постоянно действующего органа народного представительства". Делегаты съезда избираются на пять лет и созываются по необходимости.
О такой необходимости было заявлено в конце октября 2022 года. Публичного обсуждения формирования списка делегатов не было – ими стали чиновники, члены правительства и духовные лица. В президиуме вместе с Рамзаном Кадыровым были муфтий Салах Межиев, Сайфутдин Ибрахим Кунта (потомок шейха Кунта-Хаджи Кишиева), два дяди главы Чечни и другие.
Делегаты единогласно избрали Кадырова председателем съезда. Эта должность мало что дает ему сегодня, но может оказаться нелишней в случае неожиданного ухода с поста главы республики.
Ичкерийцы на службе у Кадырова
На провластные съезды в Грозном кадыровцы приглашают представителей диаспоры из Европы, чтобы показать, что Кадырова якобы поддерживают везде, где есть чеченские общины. Первые "разочаровавшиеся ичкерийцы" появились еще в 2010 году – на "Всемирном чеченском конгрессе" – и стали рупором кадыровской пропаганды на долгие годы.
В результате, как писала "Новая газета", Грозному удалось перевербовать нескольких ключевых ичкерийцев. Среди них был Рамзан Ампукаев, имевший определенное влияние в диаспоре. В кадыровской Чечне он часто выступал на местном телевидении с критикой деятельности ичкерийцев и делал громкие заявления, не имевшие под собой никаких оснований. Например, он говорил, что "99 процентов чеченцев за рубежом поддерживают Рамзана Кадырова".
В команде главы Чечни оказался и Байали Тевсиев, бывший муфтий Ичкерии. После возвращения из Австрии его заставляли признать ошибочным объявление России джихада в 1999 году.
Бывший министр здравоохранения Ичкерии Умар Ханбиев, спецпредставитель президента Аслана Масхадова в странах Европы и Азии, был вынужден выехать в Чечню в силу того, что пропал его родной брат. В отличие от предыдущих возвращенцев, Ханбиев не выступал с политическими заявлениями и сконцентрировался на врачебной практике. Он умер в 2014 году.
Среди вернувшихся есть и Бухари Бараев, отец полевого командира Мовсара Бараева, который в 2002 году участвовал в захвате заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. Возвращение Бараева-старшего в Чечню в 2009 году местные власти тоже представили как свою победу. Никакой должности отец убитого полевого командира не получил, но часто выступал на местном телевидении, доказывая правоту "пути Ахмата Кадырова".
Позже в Чечне оказался Умар Сугаипов, бывший телохранитель Аслана Масхадова. Сначала он часто летал в республику и возвращался в Лондон, но в 2018 году контрразведка Великобритании МИ-5 запретила ему въезжать в страну. Теперь Сугаипов является помощником Кадырова и выступает на местном телевидении.
Бывший соратник террориста Шамиля Басаева, известный чеченский бард Тимур Муцураев тоже был в числе тех, кто вернулся в республику. С тех пор он ведет затворнический образ жизни.
На прошедшем в 2021 году "съезде народов Чечни"также оказалось немало гостей из диаспоры в странах Запада. В том же году в республику неожиданно вернулась Рубати Мицаева, бывшая сторонница Ахмеда Закаева, долгие годы проживавшая в Германии и называвшая себя представительницей кабинета министров Ичкерии.
И вот теперь в Грозном появился малоизвестный блогер Сайд-Хусейн Магомадов, выступавший ранее из Австрии с критикой и оскорблениями в адрес главы Чечни. За несколько дней до съезда в его инстаграме появились совместные фотографии с Рубати Мицаевой и кадыровскими чиновниками – на одном из снимков Магомадова обнимает министр информации Чечни Ахмед Дудаев.
Живущий в Австрии чеченец Аслан Д. считает, что отъезд Магомадова вообще не стоит расценивать как переманивание ичкерийца. Критика блогером режима Кадырова, его оскорбления в адрес главы Чечни – это было больше связано с привлечением внимания к своей персоне, уверен собеседник сайта Кавказ.Реалии. Он отмечает, что в диаспоре Магомадов воспринимается как "серый", ненадежный человек.
Ибрагим З., работающий врачом во Франции, считает, что сегодня мало кого интересуют чеченские возвращенцы. По его словам, это было актуально для общины в начале 2000-х годов.
Люди в Чечне понимают, что появление личного критика рядом с Рамзаном означает, что критик подвергся серьезному унижению
Живущая в Германии предпринимательница Зейнаб Хатуева тоже говорит, что сегодня "вся эта волокита вокруг политических распрей" между всеми чеченскими группами уже мало кого интересует. "Людям надо работать и кормить детей", – объясняет собеседница.
Попытки Кадырова переманить европейских чеченцев могут быть связаны с желанием главы Чечни подстраховаться на случай ухудшения его политического положения внутри России, полагает Аслан Муртазалиев, руководитель Ассамблеи чеченцев Европы.
"Каким бы ни был глупым сам Кадыров, он не может не понимать, что в момент развала страны с ним могут покончить люди, которые сегодня поддерживают российского президента Владимира Путина. Поэтому ему нужна поддержка и тех, кто его вчера критиковал. Он собирает их вокруг себя, чтобы быть уверенным, что одним критиком станет меньше, а его лагерь поддержки пополнится очередным перебежчиком, который станет никем в глазах тех, кто его еще вчера слушал", – заявил Муртазалиев.
Вербуя заграничных оппонентов, глава Чечни добивается решения сразу нескольких задач, указывает доктор наук, профессор политологии Карлова университета в Праге Эмиль Аслан.
"Для Рамзана Кадырова важно показать, что его критикам не избежать наказания. Ни физического, ни психологического. Люди в Чечне понимают, что появление личного критика рядом с Рамзаном означает, что критик подвергся серьезному унижению. Возможно, членам его семьи в Чечне угрожали, чтобы критик приехал в Чечню. Я бы также ожидал, что критик сделает унизительные заявления с извинениями на публике", – заключил собеседник.
- В августе 2019 года в Берлине застрелили бывшего ичкерийского полевого командира, этнического чеченца Зелимхана Хангошвили. В сентябре 2017 года в Киеве расстреляли чеченку Амину Окуеву. Еще через несколько дней там взорвали гражданина Грузии, этнического чеченца Тимура Махаури.
- В январе 2009 года в Вене расстреляли экс-телохранителя Кадырова Умара Исраилова. В феврале 2004 года в Катаре взорвали бывшего исполняющего обязанности президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева.
- С оппонентами Кадырова расправлялись и в Турции. В списке жертв – Гаджи Эдильсултанов, Ислам Джанибеков, Али (Муса) Асаев, Берг-Хаж Мусаев, Рустам Альтемиров и Заурбек Амриев, Медет Унлю, Абдулвахид Эдильгериев, Руслан Исрапилов.
- Нарушения прав человека и принуждение к коллективной ответственности в Чечне нашли отражение и в сообщениях международных организаций, например, у Amnesty International. Также на это указывали Европейский союз, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Государственный департамент США.
Форум