Миграционная служба Украины выиграла суд у искателя убежища из Дагестана Шахбана Исакова, которого Федеральная служба безопасности России обвиняет в участии в НВФ.
Судьба беженца – бег по кругу
Бывшему жителю Муцалаула Исакову и его адвокатам из организации "Право на захист" понадобилось несколько дней, чтобы подготовить повторное обращение в миграционную службу.
На первое, поданное осенью 2016 года, он получил отказ. Суды проиграл. Служители Фемиды уверены: проигнорировав утверждения кавказца об угрозе пыток, сотрудники миграционной службы действовали законно.
Для повторного рассмотрения документов соискатель статуса беженца должен привести новые обстоятельства, вынуждающие его остаться на чужбине.
"В Муцалауле в прошлом году убили нашего соседа, просто подъехали люди в камуфляже и застрелили. Имама мечети, куда я ходил, тоже убили. Мечеть тогда закрыли, теперь никто там не молится. Родственника моей жены похитили, держали в горотделе Хасавюрта, пытали. Он бежал и тайно приехал в Украину", – перечисляет Шахбан.
Упомянутая мужчиной мечеть – единственная из шести в Муцалауле, где собирались салафиты. Сам он это слово не использует, о себе и общине говорит "ахлю сунна".
Шахбан с женой и детьми прожил в Египте 6 лет. Уехать пришлось после многократных вызовов в Центр по противодействию экстремизму. К тому времени у него уже был срок за участие в незаконных вооруженных формированиях.
Когда пришло время менять российский загранпаспорт, Исаков отправился в консульство в Александрии. Однако там дагестанцу в документе отказали. Свидетельства же о рождении двум младшим детям, родившимся в Египте, выдали без проблем.
Через родственника на родине Исаков узнал, почему ему отказали в новом паспорте – как выяснилось, против него возбуждено уголовное дело за участие в боевых действиях против сирийской армии. "Я физически не мог этого сделать. Они же меня видели в консульстве", – возмущается собеседник "Кавказ.Реалии".
Украинские чиновники обвинения ФСБ сочли убедительными. Шахбана дважды арестовывали как лицо, разыскиваемое ФСБ через Интерпол. Выпускали после вмешательства главы Меджлиса крымских татар Рефата Чубарова.
Миграционная контрреволюция
По данным миграционной службы, в 2017 году за убежищем в Украине обратились 88 россиян, в 2018-м – 103.
Получили желанный статус в 2017 году 8 человек, а в 2018 – один, еще четырнадцать – дополнительную защиту, которая позволяет жить и работать в Украине, но не дает права выезжать за ее пределы.
"С 2014-го изменились как количество искателей международной защиты, так и страны их происхождения. До 2014 года больше всего было афганцев, сирийцев и иракцев. В последующие же годы значительно увеличилось количество россиян, – объясняет бывший советник министра внутренних дел Украины, киевский адвокат Александр Лапин. – Ведь в 2013-2014 гг. многие граждане постсоветских государств приезжали выразить поддержку Украине, не задумываясь о своем будущем. К сожалению, контрреволюция началась практически сразу же, ведь многие чиновники и судьи даже не покидали свои посты, занятые при Януковиче".
По его словам, сегодня многие сотрудники миграционной службы Украины отказывают соискателям убежища с мотивировкой, что "Россия – демократическое государство, там безопасно".
Столичному адвокату Алексею Скорбачу удалось получить документ из миграционной службы, в котором они раскрыли информацию о количестве судебных постановлений, отменивших их решения об отказе в убежище. Таковых 39% от общего количества отказов.
Скорбач обращает внимание на то, что статистические данные не точно отражают реальное положение дел из-за длительности рассмотрения дел в судах. "Процедура длится и полгода, и год. Не уверен, что они сами верят своей статистике", – заявил юрист "Кавказ.Реалии".
Зона беспредела
Согласно закону, искатели убежища должны сообщить о намерении обратиться за статусом первому встречному пограничнику, который обязан дать им возможность обратиться в миграционную службу. На практике все происходит иначе.
Пограничники вправе самостоятельно определять лиц, представляющих угрозу нацбезопасности. Особое внимание уделяется россиянам мужского пола. Только за два месяца 2019 года в Украину не смогли въехать полторы тысячи человек.
Впрочем, иногда в качестве угрозы нацбезопасности рассматривают и женщин.
История Асият Абдулкаримовой, жены Исакова, достаточно типична. Она дважды пыталась попасть в Украину. В мае 2017 года ей было отказано, поскольку она не сумела объяснить цель визита.
В августе того же года Асият прилетела в Киев, где заявила пограничнику о своем желании получить убежище в Украине. Однако офицеры выслали ее в Египет (с трехлетним запретом на въезд).
СБУ считает, что Абдулкаримова представляет угрозу нацбезопасности Украины. Поскольку она – супруга Исакова, а ее племянник погиб в ходе боевых действий в Сирии.
По мнению адвоката Лапина, искатели убежища беззащитны перед произволом пограничников. "На сухопутных пунктах пропуска они просто вынуждены разворачиваться и уезжать, – рассказывает он. – В транзитной зоне аэропорта человек во власти пограничников, туда не всегда могут попасть юристы".
Он подчеркивает: иностранцы (особенно россияне), рассчитывающие на убежище в Украине, должны понимать – его дают немногим, страна не является безопасной для них. Поэтому лучше искать альтернативные варианты.