Избиения, пытка электричеством, надругательства, шантаж – 25-летний житель Ставрополья Даниил Камнев утверждает, что силовики заставили его признаться в подготовке теракта. Сейчас от него требуют показаний на незнакомых людей, с которыми он якобы состоял в ячейке запрещённой в России организации "Ат-Такфир Валь-Хиджра".
В апреле центр общественных связей ФСБ России сообщил о предотвращении нападения на кисловодский отдел МВД и задержании радикальных исламистов. По официальной информации, в доме Даниила Камнева изъяли компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства, взрывчатые вещества, поражающие элементы, экстремистскую литературу, а в его мессенджерах обнаружили инструкции по изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В этот же день в Кисловодске были задержаны три его предполагаемых сообщника – граждане России, "причастные к организации канала финансирования боевиков террористических структур в Сирийской Арабской Республике и сформировавшие ячейку сторонников запрещенной на территории России организации "Исламское государство" для совершения преступлений террористического характера на территории Ставропольского края".
Супруга задержанного Камнева на допросе сообщила, что он планировал самодельными гранатами "взорвать участок полиции, где отмечается". Сам он, как следует из видеозаписи, сказал, что схему создания самодельного взрывного устройства почерпнул из телеграм-канала.
Год свободы
Родственники Даниила Камнева боятся выступать в СМИ под своими именами, опасаясь давления со стороны силовиков. Правозащитникам родные Камнева рассказали, что после каждого выезда за пределы Ставрополья их вызывают в отдел, требуя подробный отчет о поездке и встречах.
Из максимально возможных для несовершеннолетнего десяти лет лишения свободы он получил девять
Они рассказывают, что Камнев, которому в 2013 году было 17 лет, был осужден за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть – такой трагедией закончилась драка. Из максимально возможных для несовершеннолетнего десяти лет лишения свободы он получил девять. В самом начале срока он познакомился с другими осужденными, повлиявшими на его мировоззрение. В результате русский юноша принял ислам, сменив имя на Хамзу.
Камнев освободился в апреле 2020 года под административный надзор с запретом менять место жительства и покидать дом ночью, а также обязанностью дважды в месяц отмечаться в полиции. Из колонии вышел с отрицательной характеристикой.
В ней говорится, что Камнев "желания порвать с уголовной субкультурой и криминальным прошлым не имеет. Социально полезные связи слабые. Состоит на профилактическом учете как изучающий, пропагандирующий, исповедующий либо распространяющий экстремистскую идеологию, склонный к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка".
После освобождения Камнев поселился в Кисловодске, где заключил исламский брак с девушкой из Дербента. Молодая семья жила отдельно. О задержании сына родные узнали из выпуска новостей 5 апреля. За восемь месяцев ареста матери ни разу не дали свидания – отвечают, что она может негативно повлиять на ход расследования.
За два дня до задержания Камнева, 3 апреля, Кисловодский городской суд признал его виновным в невыполнении требований полиции – "на неоднократные законные требования сотрудников полиции предъявить документы, удостоверяющие личность, ответил отказом в грубой форме, попытался скрыться бегством" – и приговорил к семи суткам ареста. Это распространенная практика, когда привлекаемого по уголовной статье задерживают, фабрикуя административное дело, чтобы "закрыть" и выбить нужные показания.
Все это время интересы Камнева представлял только адвокат по назначению – нанять своего юриста семье было не по карману. Лишь недавно близкие обратились в северокавказский филиал правозащитной организации "Комитет против пыток".
Следствие не заинтересовалось
Пытали током, поливали водой и начинали пытку снова. Так продолжалось несколько часов
Обвиняемый частично признал вину, но подготовку к теракту отрицает. Он рассказал правозащитникам, что в первые часы после задержания его жестоко пытали – пальцы рук резали щипцами, обмазали их и копчик каким-то порошком. Потом пытали током, поливали водой и начинали пытку снова. Так продолжалось несколько часов. Медицинскую помощь в изоляторе временного содержания ему, по его словам, не оказали, сославшись на отсутствие медработника.
Следующая пытка, по словам родных Камнева, состоялась уже 8 сентября. Правозащитникам и родным Камнев рассказал, что в СИЗО № 2, где он содержится, приехали люди в масках и забрали его на следственный эксперимент. Понимая, что будут пытать, он порезал лезвием шею, однако на него все равно надели наручники, на голову – пакет и вывезли. Куда – не знает. Краем глаза увидел только выложенные кафелем стены.
"Нашему адвокату он пояснил, что за все время пытали трижды. Предполагает, что делали это сотрудники главного следственного управления по СКФО и Центра по противодействию экстремизму МВД. Последний раз – тоже избили", – рассказывает Кавказ.Реалии юрист "Комитета против пыток" Абубакар Янгулбаев.
Кроме того, в последний раз силовики повалили Камнева, по его утверждению, на землю и стали мочиться на него, требуя подписать показания на незнакомых людей, якобы состоявших с ним в одной ячейке.
После этого Камнев подал заявление в следственный отдел Следкома по Пятигорску.
При досмотре сразу же после возвращения со следственных действий у Камнева были зафиксированы гематома на лбу, ссадины на правом и левом коленях, кровоподтеки правой и левой ягодицы, ссадины в области обоих запястий. Приехавшему следователю он давать объяснения отказался. В то же время оперуполномоченный пояснил: арестант якобы сказал, что получил травмы при случайном падении со ступеньки в здании главного следственного управления по СКФО. Подтверждений этому нет, но в Следкоме такое объяснение стало достаточным поводом для отказа в возбуждении уголовного дела.
Лицензия на пытки
Мы можем сколько угодно бороться за человека. Но если он сам не готов идти до конца, все это становится бесполезным
"Это частое явление на Кавказе, особенно если задействованы сотрудники ЦПЭ или ФСБ. Обвиняемый понимает, что у них лицензия на пытки и убийства. Если продолжит жаловаться, просто найдут мертвым, поэтому часто или молчат, или отказываются от ранее данных заявлений. Это проблема для правозащитников, мы можем сколько угодно обращаться, жаловаться, бороться за человека. Но если сам пострадавший не готов идти до конца, все это становится бесполезным", – констатирует Янгулбаев. Он добавил, что Камнев находится в подавленном психологическом состоянии, в беседе с адвокатом намекает, что больше не выдержит давления и может пойти на крайний шаг.
В распоряжении Кавказ.Реалии есть его заявление в центральный аппарат Следственного комитета, в котором Камнев отмечает, что категорически не согласен с решением регионального управления Следкома.
"При внезапной моей кончине или резком ухудшении моего здоровья, жизни и иных обстоятельствах прошу винить этих истязателей, из-за которых я решил обратиться к вам", – говорится в тексте.
Радикально настроенные молодые люди могут состоять в нескольких организациях поочередно или одновременно – так директор информационно-аналитического центра "Сова" (в РФ организация внесена в список иностранных агентов, но не согласна с этим) Александр Верховский комментирует возможное обвинение Даниила Камнева в членстве и в ИГИЛ, и в "Ат-Такфир Валь-Хиджра". Например, чтобы на российской территории стать членом ИГИЛ, достаточно присягнуть на верность непонятно где находящемуся амиру. В то же время можно посещать другие группы и обсуждать там религиозные вопросы.
При этом эксперт сомневается, что "Ат-Такфир Валь-Хиджра" сегодня существует в виде массовой централизованной организации, как это следует из релизов российских силовых структур.
"Безусловно, сама идея такфиризма широко распространена, но не все следуют ей в форме, выбранной египетскими радикалами в 1970-е годы. Салафиты, к которым относятся и последователи такфиризма, могут примыкать к террористическим группам, а могут придерживаться и мирных форм. Например, в Дагестане многие салафиты разделяют религиозные воззрения, но не разделяют радикальные политические", – уточнил собеседник Кавказ.Реалии.
***
Ранее дагестанский журналист Идрис Юсупов рассказал Кавказ.Реалии, что такое "Ат-Такфир Валь-Хиджра" и как ее признание экстремистской организацией повлияло на борьбу с радикальным исламом на Северном Кавказе.
Среди последних громких дел о пытках – приговор бывшим полицейским из Ингушетии, которых признали виновными в пытках, разбойных нападениях и убийстве. В этом году в Северной Осетии десятерых экс-полицейских признали виновными в пытках Владимира Цкаева, после которых он умер, однако они пытаются оспорить приговор.
В российских колониях и изоляторах распространяется "воровское письменное обращение", авторы которого призывают не понижать в иерархии жертв пыток, которые подверглись изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН. Подлинность письма подтвердили журналистам заключенные.
Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.