22 февраля, выступая на заседании парламента Дагестана, уполномоченная по правам человека в республике Уммупазиль Омарова заявила, что 20 процентов от поступающих омбудсмену Дагестана жалоб это – жалобы на сотрудников правоохранительных органов.
Уммупазиль Омарова отметила рост фактов применения незаконных методов ведения следствия. Однако, ни одного уголовного дела по ним не возбуждено в последнее время.
Вместе с тем, омбудсмен заявила о тенденции к снижению похищений людей в республике. В 2015 году – 21 человек, в 2014 – 20. По ее словам, в 2016 году по таким заявлениям было возбуждено всего 10 уголовных дел. Следствие по ним пока не завершено.
Увеличилось количество жалоб дагестанцев на постановку на профилактический учет и проводимые в связи с этим принудительные меры. Имеется в виду известный в народе "вахучет" - список якобы потенциально опасных салафитов. Но уполномоченная по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова встала на защиту этой практики, утверждая, что "профилактический учет важен, он существовал еще в СССР - предусматривался для лиц, склонных к совершению преступлений".
Тем не менее, дагестанский омбудсмен признала, что практика такого учета оставляет желать лучшего. "В ряде случаев формы его осуществления вызывает вопросы. На эту проблему обратил внимание совет по правам человека и рекомендовал МВД ужесточить критерий постановки граждан на профучет", - заявила Омарова.
По словам чиновницы, "по ее обращениям, при наличии некоторых оснований, министр МВД снял с учета ряд граждан".
Вместе с тем, УМВД по Дагестану не ответило на запрос депутата Народного Собрания Марата Асланова о снятии с профучета парня, обратившегося к нему за помощью. Депутат написал ходатайство в УМВД по республике в декабре прошлого года.
"Вместо того, чтобы ответить на мой запрос, полиция вызвала этого парня в Дербент и начала угрожать ему", - сказал депутат Асланов омбудсмену. По его словам, парень ходит в традиционную мечеть.
В республике мечети условно разделены на тарикатские (традиционные, суфийские) и салафитские.
Некоторые даже не знают, что они занесены в этот список, добавил депутат Марат Асланов.
"Я понимаю, что 'профучет предусмотрен для лиц, склонных к совершению преступлений', как утверждает омбудсмен республики, - говорит в беседе с "Кавказ. Реалии" правозащитница из Дагестана Светлана Исаева. – Но как объяснить то, что в этот список попадают адвокаты, журналисты, правозащитники, которые живут в рамках закона?"
Одна из них - сама Светлана Исаева. Она уже много лет находится в профилактическом учете. При чем, дело не заканчивается на отдельно взятом человеке, попавшем в этот список, говорит она. Гонения распространяются даже на внуков такого "неблагонадежного" человека.
«Я знаю несколько семей, которым сотрудники правоохранительных органов в открытой форме заявляют: "Как были вы у нас на крючке, так и будете дальше. Не только вы, но и ваши внуки. И никогда это не кончится"», - отметила в беседе с "Кавказ.Реалии" Светлана Исаева.