Ссылки для упрощенного доступа

"Правовое гетто": что происходит с делом сбежавшей от насилия уроженки Ингушетии


Марина Яндиева
Марина Яндиева

Родные сбежавшей от домашнего насилия уроженки Ингушетии Марины Яндиевой не отказались от угроз убийством правозащитнику Магомеду Аламову, который помог девушке выехать из республики. Его жизнь до сих пор находится в опасности: Яндиевы обещали расправиться с ним и его семьей, если Марина не вернется домой. Несмотря на это, ни одного дела против высокопоставленных родственников девушки пока не было возбуждено, а правозащитники надеются только на огласку ситуации.

Напомним, юрист правозащитной организации "Команда против пыток" Магомед Аламов согласился помочь коллегам из кризисной группы "СК SOS" и подвез Марину Яндиеву из Ингушетии в Минеральные Воды. При этом он не знал ни ее имени, ни жизненных обстоятельств. Его быстро вычислили родственники беглянки – 23 октября правозащитнику поставили ультиматум и дали неделю на то, чтобы Марина вернулась сама. Девушка назвала слова родных "аморальной и омерзительной манипуляцией".

В родительской семье Марина подвергалась домашнему насилию: ее помещали в так называемую исламскую клинику для "изгнания джиннов". В 2016 году ей удалось сбежать, однако ее выследили, избили и отвезли домой в Ингушетию, где угрожали "убийством чести". Спустя семь лет она обратилась к "СК SOS" и предприняла новую попытку побега: ей удалось покинуть регион, однако подвозивший ее правозащитник фактически оказался в заложниках семьи Яндиевых. Время поставленного ему ультиматума истекло, но угрозы юристу так и не были отозваны.

Родители Марины не готовы идти ни на какие компромиссы, говорит пресс-секретарь кризисной группы "СК SOS" Александра Мирошникова.

"При этом адвокат семьи высказывал достаточно взвешенную позицию: он настаивал, что Яндиевы готовы к тому, чтобы Марина жила там, где ей нравится, лишь бы она с ними общалась", – описывает ситуацию собеседница.

Марина Яндиева записывала публичное обращение к российскому омбудсмену Татьяне Москальковой и "ко всем представителям органов правопорядка" с просьбой защитить ее права, но ответов она так и не дождалась. Сотрудники "Команды против пыток", которые обращались в МВД и в прокуратуру, также не получили никакой реакции на свои запросы.

"У Марины были надежды, что ей удастся решить проблему в правовом поле. Она удивлена и разочарована тем, что до сих пор не получила никакого ответа", – утверждает Мирошникова.

Не каждый человек может выдержать такое колоссальное давление, когда твои родственники грозятся совершить убийства, если ты не вернешься

В связи с происходящим Марина находится в сложном эмоциональном состоянии и получает помощь психолога. Сотрудница "СК SOS" признает, что девушка очень вымотана и устала: "Не каждый человек может выдержать такое колоссальное давление, когда твои родственники грозятся совершить убийства, если ты не вернешься. Одна из родственниц Марины на записи их разговора очень четко артикулирует, что если она не вернется, то убьют не одного, а нескольких людей. И Марина, и мы как организация очень высоко оцениваем риски реализации этих угроз".

Молчание родственников Марины в "СК SOS" расценивают как отказ идти на уступки. "Единственное, что поменялось – угрозы получили огласку. Подозреваем, что именно это мешает дальнейшей эскалации. Мы настаиваем, чтобы родственники Марины отозвали угрозы Магомеду Аламову, поскольку он не организовывал побег Марины и ничего не знал о ней", – заявила Мирошникова.

В "СК SOS" подчеркивают, что возвращение домой может стоить Марине жизни, несмотря на заверения семьи в обратном. При этом, добавляет Мирошникова, надежда на законное решение проблемы "тает с каждым днем".

Правозащитник в заложниках

Правозащитник Магомед Аламов сейчас находится в Чечне у своих родственников, говорит главы "Команды против пыток" Сергей Бабинец. Комментируя молчание семьи Яндиевых, он заявил, что их могла испугать шумиха в медиа. Однако требования к Аламову вернуть Марину остаются в силе. Сейчас с юристом есть связь, но он не дает комментарии журналистам.

Магомед Аламов
Магомед Аламов

"Магомед находится "в заложниках", потому что он по первому телефонному звонку поедет к родственникам Марины, к ингушским или чеченским полицейским. Он не может бросить эту историю, потому что тогда претензии будут предъявлены его семье. Он пытается зациклить эту историю на себе, чтобы его близкие не пострадали, несмотря на то что ему грозит очень серьезная опасность", – объясняет Бабинец.

Отвечая на вопрос о том, как родственники Яндиевой вышли на Аламова, Бабинец ответил, что номер его машины установили по камерам наблюдения. Доступ к ним имеют только силовики, однако дядя Марины занимает высокий пост в местной полиции, поэтому они быстро выследили беглянку.

"Естественно, из этой истории мы сделали выводы. Возможно, вопрос безопасности не был проработан на должном уровне. Ответственность с себя мы не снимаем", – говорит Бабинец.

По его словам, ситуацию можно решить, если Яндиевы публично заявят, что к Аламову и его семье претензий нет. "Но мы не ожидаем, что все это резко закончится хорошо", – добавляет он.

Полиция не защищает

Российские правозащитники еще 26 октября подписали коллективное обращение с требованием защитить Магомеда Аламова и его семью. Одна из подписанток, руководитель работающего на Северном Кавказе движения в поддержку оказавшихся в опасности женщин "Марем" Светлана Анохина, сотрудничала с правозащитником после налета на кризисную квартиру в Махачкале и похищения чеченки Халимат Тарамовой.

По словам Анохиной, полиция в регионе в последнее время активно работает с родственниками беглянок, нарушая их право распоряжаться собственной жизнью.

Полиция не защищает девушек, а помогает бесноватым родственникам

"Мы видим раз за разом, как полиция не защищает девушек, а помогает бесноватым родственникам. Для кавказцев сделали "правовое гетто", где люди переданы в распоряжение местных властей, чтобы жили по адатам и обычаям. Но когда нарушают закон, это уже не обычаи", – убеждена Анохина.

Валерий Хатажуков из Кабардино-Балкарского правозащитного центра также выступил в защиту Аламова. По его мнению, власти не заинтересованы в том, чтобы решать проблему правовым путем.

"Нам нужно кричать об этом произволе везде. Ничего не остается, кроме огласки", – заключил Хатажуков.

  • Родственники беглянки – высокопоставленные в Ингушетии люди. Тетя сбежавшей Зарема Антошкиева – исполняющая обязанности министра здравоохранения Ингушетии, до этого главный врач Назрановской районной больницы. Один из дядей работает в МВД, другой связан с бывшим главой республики, а ныне замминистра обороны России Юнус-Беком Евкуровым.
  • 25 октября в Ингушетии задержали журналисток телеграм-канала SOTA Лилиан Рубцову и сайта "Кавказский узел" Алену Садовскую, которые пытались поговорить с родственниками сбежавшей. Те вызвали полицию, корреспонденток насильно доставили в отдел МВД в Назрани. Впоследствии в издании SOTA ответили, что Рубцова не будет подавать заявление в полицию, поскольку видимых следов побоев у нее нет. Садовская от комментариев отказалась.
  • Ранее похожая ситуация произошла с адвокатом Татьяной Соломиной. Юристке угрожали похищением ее 13-летнего сына. Угрозы поступали от родственников жертвы домашнего насилия из Чечни, которому она помогла сбежать в другой регион. Об этом рассказали в кризисной группе "СК SOS", занимавшейся помощью пострадавшему после его побега.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG