Назначение экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова Владимиром Путиным своим спецпредставителем в прикаспийских регионах публика восприняла неоднозначно. Одни восприняли новость с воодушевлением, посыпались поздравления. Другие же выразили крайнее недовольство, мол, сажать надо было его за провальную работу у руля республики.
Должность спецпредставителя по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспия придумали для Абдулатипова, считает сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО, политолог Ахмет Ярлыкапов.
"Должности такой раньше не было, ее специально создали именно чтобы оформить почетную отставку Абдулатипова. Тут все зависит от того, какие реальные полномочия будут даны ему. В 1998 году Абдулатипов был министром по делам национальностей, т.е. у него была должность без портфеля. Здесь тоже зависит, будет ли у новой должности хоть какой-нибудь аппарат и какие функции он будет выполнять", - сказал Ярлыкапов.
В администрации президента отставленного высокопоставленного чиновника без работы не оставляют: должность хоть и не ахти важная, но политик сохраняет некий свой статус ("я в команде президента"), используется его опыт на уровне консультаций, пояснил политический обозреватель республиканской газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
"Абдулатипов хорошо знает международную повестку, имеет личные контакты в странах прикаспийского региона, исполнителен. В то же время, надо понимать, что зачистка губернаторского корпуса идет по двум путям: либо глава уходит в места не столь отдаленные, либо уходит на какую-либо должность. К примеру, коллега Рамазана Гаджимурадовича - Николай Меркушин, тоже, после отставки, занял должность спецпредставителя президента России по взаимодействию с Всемирным конгрессом финно-угорских народов", - добавил Магомедов.
Три года назад на саммите президенты государств "прикаспийской пятерки" приняли Заявление по принципиальным вопросам правового статуса Каспийского моря. Там же говорилось о необходимости подписания всеми участниками Конвенции, международного договора, который станет прочным фундаментом взаимодействия прибрежных государств на разных областях, напомнил главный экономист фонда "Реальная политика" Халил Халилов.
"В карьере 71-летнего Абдулатипова это уже не первый пост на международной арене. В прошлом он был послом России в Таджикистане, неплохо знаком с политической культурой Средней Азии. Кроме того, в Кремле знают о хороших отношениях Абдулатипова и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Также и Иран Абдулатипову знаком не меньше", - прокомментировал Халилов.
По его словам, следующий год, скорее всего, станет годом подписания Конвенции странами прикаспийского региона. "Потому на этот участок работы Путин не мог бросить рядового исполнителя. Он подобрал довольно весомую фигуру", - подытожил эксперт.