Ссылки для упрощенного доступа

"Плен. Грозный": что известно об украинских военных в Чечне


Грозный, Чечня. 25 января 2016.
Грозный, Чечня. 25 января 2016.

До полномасштабного вторжения в Украину уроженец Запорожья Сергей Скотаренко работал за границей, но в конце 2022 года он вернулся в Украину и стал военнослужащим 53-й отдельной механизированной бригады ВСУ. В марте 2023 года Скотаренко отправили на задание в Донецкую область, 10 апреля его жене Ие Рашевской сообщили, что военный пропал без вести. Позже она узнала, что ее супруг попал в плен и удерживается в Чечне.

Сколько украинских военных находятся в плену на территории Чечни? Где их удерживают и в каком они состоянии? С чем связаны сложности возвращения украинских бойцов из плена в Чечне – выяснял проект украинской службы Радио Свобода "Новости Приазовья".

Как рассказала Ия Рашевская, ее муж Сергей Скотаренко считался пропавшим без вести. О том, что он жив, женщина узнала от вернувшихся из плена военных.

"Это были ребята, которых освободили в 2023 году. Жена одного из освобожденных сообщила мне, что ее супруг видел моего мужа в Чечне. Так я узнала, что мой муж жив и находится в плену. Мой муж пропал без вести вместе с другим парнем, которого никто не искал, потому что у него нет родственников. Женщина сообщила мне, что этот парень также находится в плену в Чечне. 11 июня 2023 года состоялся очередной обмен, тогда из Чечни вернули боевого товарища моего мужа Вячеслава Клюшникова. Он рассказал мне, что они попали в плен в "ДНР", а затем оказались в Чечне", – поделилась собеседница.

За все время нахождения мужа в плену ей удалось поговорить с ним всего один раз. Он позвонил ей в августе 2023 года. Об условиях его содержания в плену и состоянии здоровья почти ничего неизвестно, отмечает Ия Рашевская.

Сергей Скотаренко
Сергей Скотаренко

"В августе был звонок от мужа, который длился три минуты. Мы разговаривали по видеосвязи. Я заметила опухоль у него на лбу, не знаю, является ли она доброкачественной или злокачественной. Он поинтересовался, как дела у детей и у меня, а также попросил помочь им вернуться домой, сказав, что вся надежда на нас.

На момент освобождения его сослуживца они находились в Чеченской Республике, в Грозном. Их держали в подвале, давали "Мивину" (быстрорастворимая лапша), у них была техническая вода и хлеб – в принципе, можно выжить. Муж выглядел очень плохо, сильно похудел", – рассказала она.

Красный Крест отвечает нам, что им запрещено посещать Чечню. То есть они ни разу там не были

Жена украинского военнослужащего, находящегося в плену, сообщила "Новостям Приазовья", что, по подсчетам родственников, в Чечне удерживают более сотни украинских военнопленных.

"Там есть парни, которые были ранены, они уже стали инвалидами. Есть те, кто два года не видел своих детей, а некоторые вообще никогда их не видели. Пока мой муж находится в плену, умерла его мать. Подобных случаев немало – многие так и не дождались возвращения своих родных домой. Красный Крест отвечает нам, что им запрещено посещать Чечню. То есть они ни разу там не были. Мы обращались в Координационный штаб, к Лубинцу (украинскому омбудсмену – Прим.), к депутатам, в СБУ – куда только могли. Помогите нам вернуть наших родных домой! Они тоже стояли на передовой, с автоматами в руках, и они тоже хотят вернуться. Два года – это очень долго. Плен убивает", – подчеркнула она.

"Узнали сына на видео"

Сергей Мороз – военнослужащий 10-й отдельной горно-штурмовой бригады "Эдельвейс" ВСУ. В марте 2023 года его родственники получили уведомление о том, что он пропал без вести на бахмутском направлении в Донецкой области. Позже они выяснили, что он находится в плену в Чечне, рассказала "Новостям Приазовья" мать военного Алла Демянец.

"Нам прислали видео с "кадыровцами", на котором мы узнали своего сына. А потом, в июне 2023 года, освободились ребята, которые рассказали нам, где находится Сергей. В Координационном штабе, в личном кабинете, сначала было написано "Плен", а затем появилась приписка – "Плен. Грозный", – говорит женщина.

В каком состоянии сейчас военный, родственники не знают. Он попал в плен уже раненый. За все это время не было ни единой возможности связаться с ним, добавила мать Сергея Мороза.

"Пока он был в плену где-то в России, до того как его забрали чеченцы, у него было ножевое ранение в плечо. Ребята особо не рассказывали, что с этим ранением, сказали, что вроде все нормально, а я на данный момент не знаю, в каком он состоянии и что с его рукой. У меня младший сын погиб, а старший – я очень хочу, чтобы его вернули. Уже не знаю, куда обращаться, что делать. Просто прошу, чтобы хоть как-то помогли, освободили сына и вернули домой", – не сдерживая слез, говорит Алла.

"Живой щит"

Чеченские военные покупают пленных украинских бойцов у различных российских подразделений, отвозят их в Грозный, а затем обменивают на своих солдат, – об этих фактах в прошлом году сообщил представитель украинского Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными Петр Яценко.

Точное количество вывезенных в Чечню украинских военнопленных тогда не называлось. Также неизвестно, продолжаются ли такие "продажи" сейчас и насколько широко распространена эта практика. Министерство обороны России и руководство Чечни ситуацию не комментировали.

Однако глава Чечни Рамзан Кадыров заявлял о планах использовать украинских пленных как "живой щит", угрожая разместить их на крышах стратегически важных объектов. Это произошло после того, как 4 декабря прошлого года Чечню второй раз с начала войны атаковал беспилотник. В официальном отчете Министерства обороны России об атаке не упоминалось, но Кадыров подтвердил ее и сообщил о пострадавших.

В Координационном штабе по вопросам обращения с военнопленными в ответ на запрос "Новостей Приазовья" сообщили, что на данный момент известно о более чем 150 украинских военнослужащих, которые могут находиться в плену на территории Чечни. Из них 36 имеют статус "Розыск лица", однако существует высокая вероятность их нахождения в Грозном.

Данные об остальных подтверждены из разных источников. Международный комитет Красного Креста не предоставляет подтверждений о содержании украинцев в плену на территории Чечни. Также Координационному штабу не известны факты посещения этой гуманитарной организацией украинских военнопленных в данном регионе.

"Обычно военнослужащие Сил обороны Украины попадают в плен с различных участков фронта, но затем их могут передать в места содержания на территории Чечни. Местные власти используют пленников, в том числе, как "живой щит" для военных объектов, а также как рычаг для снятия санкций с представителей семьи Кадырова", – отметили в Координационном штабе.

Использование военнопленных в качестве живого щита прямо запрещено Женевской конвенцией 1929 года, которая регулирует обращение с военнопленными.

Кроме того, по информации ведомства, чеченские власти не направляли официальных предложений по обмену. Украина передает всю информацию о пленных в МККК, однако Красный Крест не имеет возможности осуществлять свою деятельность на территории Чечни.

Об условиях содержания

Согласно свидетельствам освобожденных из плена военных, в Чечне система содержания несколько отличается от той, что действует в остальной России и на оккупированных территориях, рассказала "Новостям Приазовья" документатор и журналистка Медийной инициативы за права человека (МИПЧ) Мария Климик.

"Когда их перевезли на территорию Чечни, в Грозный, не было стандартной процедуры "приемки", которая происходит в российских тюрьмах и колониях, куда свозят украинских военнопленных. Ребят удерживали не в тех местах, где содержат военнопленных на территории России, их держали в подвалах, специально оборудованных для содержания. Некоторые подозревают, что это были отделения полиции", – рассказывает она.

Подвалы были обустроены решетками, а спальными местами служили обычные хозяйственные полки – в помещениях не было окон, было довольно темно, продолжает правозащитница. По словам опрошенных МИПЧ, отношение к пленным было в целом достаточно лояльным: "Охрана, состоящая из чеченцев, обращалась с ними вполне нормально. Там нет историй с круглосуточным заучиванием и пением российского гимна или песен с извинениями, нет мощной пропаганды".

Отношение к украинским военнопленным, как правило, менялось лишь тогда, когда в места их содержания приезжали российские надзиратели, отмечает журналистка.

"Бывали моменты, когда приезжал кто-то из российских представителей – из министерства, из военной полиции – для осуществления надзора. Когда они не получали ответов на какие-то вопросы или им что-то не нравилось, начинались избиения. Это была не массовая процедура. Они проверяли документы, искали конкретных людей. Если им что-то не нравилось, например фотографии, то начинались избиения", – рассказала Климик.

"Полевые обмены"

Есть разные истории о попадании в плен к чеченскому подразделению Росгвардии "Ахмат", рассказывает правозащитница. Часто, по ее словам, эти случаи сопровождались жестокостью.

"Были и расстрелы на поле боя, были случаи, когда в плен из большой группы попадали только те, кто имел определенные специальности – например, разведчики, связисты, которые могли что-то рассказать. Все остальные: солдаты, рядовые – не представляли интереса, поэтому их просто уничтожали на поле боя. Тех, кто был тяжело ранен и не представлял ценности для тех, кто их захватил, либо оставляли умирать на поле, либо расстреливали. Однако тем, кто попадал в плен раненым и затем перемещался в Грозный, оказывали медицинскую помощь. Некоторых даже доставляли в больницы, где проводили полное медицинское обследование", – сообщила она.

Кадырову нужно подтверждать свой авторитет перед своими людьми, которых он постоянно призывает ехать на войну

Редакция не может получить официального подтверждения некоторых озвученных свидетельств или независимо их проверить.

Некоторых украинских военнослужащих обменяли на чеченских неофициально во время так называемых "полевых обменов", добавила Климик.

"Такие полевые обмены происходили именно между украинской и чеченской сторонами. То есть украинских военнопленных обменивали на чеченских. Бывали случаи, когда тех, кого везли на обмен, доставляли в Россию, и уже там обменом занималась российская сторона. Чеченцы выступали только как надзиратели, как удерживающие, они выполняли свою задачу – держали у себя определенное количество военнопленных. А когда наступало время, они просто передавали этих военнопленных России", – отметила она.

"Обмен только с разрешения Кадырова"

Чеченский правозащитник и юрист Абубакар Янгулбаев рассказал "Новостям Приазовья", что глава Чечни Рамзан Кадыров может быть лично заинтересован в возвращении как можно большего числа своих бойцов. Поэтому некоторых украинских военных продолжают удерживать на территории Чечни. Кроме того, могут существовать схемы выкупа украинских военнопленных у российских подразделений, отметил правозащитник.

Абубакар Янгулбаев
Абубакар Янгулбаев

"Об этих схемах говорилось еще с осени 2022 года, когда появились первые пленные с обеих сторон. Несмотря на то, что чеченцы являются частью российских силовых структур, у них есть свои интересы. Главное – получить больше своих через обменные списки, потому что Кадырову нужно таким образом подтверждать свой авторитет перед своими людьми, которых он постоянно призывает ехать на войну. Можно сказать, что это его пиар-кампания. Для меня лично удивительно, как вообще эти пленные попали в руки Кадырова, который не имеет отношения к Министерству обороны. Ведь это должно происходить в рамках взаимодействия Минобороны России и Украины. Формально Кадыров в этом процессе вообще не должен участвовать", - отметил он.

Решения об обмене украинских военных, находящихся на территории Чечни, будут приниматься только с разрешения Кадырова, добавил юрист.

"Кадыровская сторона, возможно, хочет добиться какой-то пропорциональности в обменах, у них происходит своеобразное ценообразование человеческой жизни, исходя из эквивалента военнопленных. В целом банк военнопленных у Кадырова ограничен, он используется, в первую очередь, для пиара. Реальный обмен происходит только тогда, когда это нужно самому Кадырову, и только с его прямого разрешения", – отметил Янгулбаев.

  • В начале 2024 года Рамзан Кадыров предложил обменять украинских военнопленных на снятие с его семьи санкций США. Эта новость возмутила даже российских милитаристских блогеров – главу Чечни обвинили в торговле "живым товаром". После этого он назвал свое заявление "троллингом", однако опрошенные редакцией Кавказ.Реалии политологи убеждены: изначально предложение было серьезным, а значит, западные санкции против российской элиты действительно работают.
  • Плененные на войне в Украине кадыровцы значительно быстрее дожидаются обмена, нежели военнослужащие других подразделений российской армии. Об этом заявили автор украинского телеграм-канала "Ищи своих" Владимир Золкин и командир сражающегося на стороне ВСУ Грузинского легиона Мамука Мамулашвили.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG