Парламент Ингушетии тайно отозвал принятый в 2017 году законопроект о запрете увековечения в республике памяти об Иосифе Сталине, по решению которого в советские годы в Центральную Азию были депортированы сотни тысяч вайнахов (чеченцев и ингушей), десятки тысяч из них погибли.
О том, что Народное собрание Ингушетии сняло законопроект с рассмотрения, заявил местный историк Ибрагим Костоев; на его публикацию обратило внимание интернет-издание "Фортанга".
Костоев рассказал, что в начале года пытался найти текст документа на сайте парламента, но не смог. Тогда он направил официальное обращение депутатам. Ему пришел ответ, где указано, что законопроект сняли с рассмотрения по требованию республиканской прокуратуры после проверки, которую ведомство провело по обращению депутата Государственной думы России Валерия Рашкина – члена КПРФ, в мае 2022 года лишенного мандата из-за обвинительного приговора по делу о незаконной охоте.
Ответ руководителя аппарата Народного собрания Ингушетии Батыра Бекова, который получил Ибрагим Костоев, датирован 26 февраля 2025 года. Почему историк опубликовал его только 1 декабря, он не уточнил. Ранее о снятии принятого в первом чтении законопроекта публично не сообщалось.
"Фортанга" напоминает, что в 2017 году именно Рашкин жаловался в прокуратуру Ингушетии, что запрет увековечения памяти о Сталине в республике, по его мнению, "нарушает принцип равенства всех перед законом и ущемляет право граждан на свободу слова и выражения своего мнения"
Помимо него, против законопроекта выступал член КПРФ Владимир Кашин, который до сих пор является депутатом Госдумы – он заявлял, что депортация "пошла на пользу" народам Северного Кавказа. По его словам, "у вайнахов нет никаких оснований обижаться на Сталина", поскольку, "принимая решение о депортации, власти страны хотели уберечь горцев от расправы фашистов".
В ингушском парламенте на это отвечали, что "пойдут до конца", рассмотрят и примут закон в любом случае. В поддержку этого решения выступала Русская православная церковь (РПЦ). Там указывали, что запрет закономерен, "потому что чеченцы и ингуши пострадали от сталинского режима".
Прокуратура Ингушетии позднее предлагала снять документ с рассмотрения, ссылаясь на якобы обнаруженный в нем "коррупциогенный фактор" – им было названо "употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера". Кроме того, в надзорном ведомстве заявляли, что принятие закона может ограничить "свободу мысли и слова".
Всего сталинским депортациям подверглись 11 этнических групп: немцы, поляки, финны-ингерманландцы, крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши. Депортацию вайнахов власти назвали операцией "Чечевица" – она началась 23 февраля 1944 года. Ее жертвами стали почти полмиллиона человек, которых выслали в Центральную Азию – Казахстан и Кыргызстан. Чеченцев и ингушей обвинили в коллаборационизме, то есть в поддержке немецких захватчиков, хотя Чечено-Ингушская АССР ни одного дня не была под оккупацией.
Вскоре соседней с Ингушетией Северной Осетии передали Пригородный район, в 1992 году там произошли вооруженные столкновения, сотни людей погибли. В районе по-прежнему напряженная обстановка – последний массовый конфликт между местными жителями там случился в августе.
Сайт Кавказ.Реалии в "Изгнанные: депортация чеченцев и ингушей" рассказывал о депортации вайнахов со слов самих пострадавших и их потомков, которые продолжают нести в себе боль старших.
- Рожденная в депортации жительница Ингушетии Асма Измайлова добилась реабилитации спустя почти 70 лет. Получить справку от МВД ей удалось только через суд. Ранее в полиции отказывались признать ее жертвой политических репрессий, поскольку она появилась на свет уже после формального снятия ограничений со "спецпоселенцев".
- Президент Путин в сентябре пообещал подумать над предложением лидера КПРФ Геннадия Зюганова о переименовании Волгограда в Сталинград. В апреле именем Сталина был назван аэропорт города.
- Победа над Гитлером превратилась у российской пропаганды в "миф основания". Трагедию войны со всеми сложными обстоятельствами стремятся свести к одному дню – празднику Победы. Историк Олег Будницкий старается вернуть войне человеческое измерение.