Несмотря на то, что в Северной Осетии столько говорится о судьбе родного языка и сохранении национальной идентичности, в самом крупном книжном магазине Владикавказа закрывается отдел осетинской литературы, в котором были представлены книги по краеведению, этнографии, а также художественные произведения на русском и осетинском языках.
Недвусмысленное объявление в книжном с обращением к авторам забрать экземпляры своих книг и получить расчет в бухгалтерии вызвало в социальных сетях бурю возмущений. При том, что книжных магазинов в городе несколько, национальные отделы были только в двух, причем только в одном из них это был не стеллаж, а действительно отдел, в котором можно было найти и научные труды, и новомодные бестселлеры, и подарочные нартские сказания.
Возможно, книги местных авторов, пишущих как на русском, так и на осетинском языках, не пользуются большим спросом, однако сказать, что книги местных издательств не покупаются, нельзя.
Когда-то был и еще один магазин с осетинской литературой, расположенный при издательстве Северо-Осетинского государственного института социологических исследований. Однако коммерческая деятельность была научному учреждению официально запрещена, и магазинчик, существовавший испокон веков, закрылся.
Молодая девушка, частая покупательница отдела национальной литературы Дарья Саутиева называет произошедшее сейчас с книжным магазином "диверсией".
"Я понимаю, что сейчас на дворе рыночные отношения и бизнес, и ничего более за этим решением не скрывается, - уверена Дарья. - Да, возможно, книги местных авторов, пишущих как на русском, так и на осетинском языках, не пользуются большим спросом, однако сказать, что книги местных издательств не покупаются, нельзя".
Сотрудники магазина отказались комментировать закрытие отдела без руководства. Номер директора магазина оказался тоже закрытой информацией для журналистов. Разумеется, сама директор тоже не перезвонила.
Как свидетельствуют неофициальные источники, национальный отдел закроется не полностью. В нем останутся книги, печатающиеся в издательстве, принадлежащем тому же владельцу, что и магазин.
Многие покупатели национального дела жалуются, что цены на издания местных авторов "кусаются". Так, по словам историка Феликса Киреева, осетинская Конституция в картинках для детей стоит 600 рублей, столько же – "Литургия" на осетинском языке.
"Такие книги вообще надо раздавать бесплатно, - считает Киреев. - Мы возмущаемся, что кто-то называет себя аланами, но почитать историю – не можем. Некоторые читают что-то в интернете, но там не все достоверно. Говорим, что надо возрождать осетинский язык. А как его выучить, если на нем нельзя купить литературу? Любой автор скажет, что в наших магазинах все продается намного дороже себестоимости. Так, 'История Владикавказа' стоит 2,5 тыс. рублей. За такие деньги даже я бы ее не купил. А что говорить о простых читателях?"
В магазине продавались книги и самого Киреева. Как он говорит, вполне пользовались спросом. На отсутствие продаж не жалуются и другие авторы.
'История Владикавказа' стоит 2,5 тыс. рублей. За такие деньги даже я бы ее не купил. А что говорить о простых читателях?
"Осетинская литература у нас расходится неплохо, люди, которые к нам приходят, часто спрашивают ее, - рассказывает администратор второго в городе книжного магазина с отделом национальной литературы Allon-Billon Лариса Макиева. – Особо пользуются спросом книги по культуре и традициям осетинского народа. Так что у нас отдел вполне рентабельный, закрывать мы его не собираемся".
Со своей стороны, постоянные клиенты собираются объявить магазину бойкот.
"Не прибылью единой должен руководствоваться владелец любого магазина, - говорит Дарья. - Где та самая пресловутая патриотичность владельца магазина? Не так уж много места занимала местная литература. Я туда больше принципиально не пойду. Найду, что мне будет нужно, в других магазинах, не найду - закажу через интернет".
Феликс Киреев же уверен, что свою роль в закрытии национального отдела сыграла и недоработка властей.
"Нужна государственная политика, национальные музеи, национальные магазины с литературой местных авторов, - считает Киреев. – Время диктует свое, но на такие моменты должно влиять государство".