Ссылки для упрощенного доступа

Нормализация жестокости: на юге и Северном Кавказе борются с бездомными животными и их защитниками


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Когда в соцсетях росло возмущение из-за гибели кота Твикса, которого проводница выбросила на мороз, в Дагестане в результате избиения погибла девушка-волонтер, помогавшая уличным кошкам. В декабре в Астраханской области узаконили убийство бесхозных животных, а на Ставрополье произошло массовое отравление бездомных собак. Все эти события не получили широкого резонанса и обсуждались лишь на уровне местных пабликов.

В январе 2024 года в Махачкале в ходе конфликта с соседями убили 25-летнюю девушку. Она регулярно подкармливала в подъезде своего дома бездомных кошек. Недовольный этой благотворительностью сосед ударил ее по голове, в результате она скончалась, пишет "Московский комсомолец". Председатель Следственного комитета РФ Бастрыкин поставил на контроль проверку по факту ее смерти. Серьезной огласки в СМИ и соцсетях случай не получил: по мнению волонтеров, занимающихся защитой животных, ожесточенное войной российское общество не ценит жизни ни людей, ни животных.

Корреспондентка Кавказ.Реалии разбиралась, как российские регионы борются с бездомными животными и людьми, которые пытаются их защитить.

Новый негуманный закон

В декабре прошлого года Астраханская областная дума поддержала законопроект, принятый Государственной думой РФ еще в июле 2023 года. Согласно закону, регионы получили право решать, как поступать с уличными животными: продолжать федеральную программу по отлову, стерилизации, вакцинации и возврату в среду (ОСВВ) или утвердить свои методы.

Несмотря на протест зоозащитников, астраханские власти решили выбрать второй путь и приняли новый региональный закон, разрешающий убийства бездомных животных.

Работу потерять никто не хочет, вот и выезжают по каждому вызову

В законе обозначено новое понятие "пункт временного содержания" (ПВС) – место, куда отловленные на улицах животные будут помещаться на срок 15 суток. Если за это время собаку не забирают зоозащитники или новые хозяева, ее умерщвляют.

В приютах и питомниках собак умерщвлять нельзя, а в ПВС можно, заявил, депутат Думы Астраханской области Евгений Дунаев. По его мнению, создание таких пунктов – необходимость.

По словам чиновника, выделенных в законе 15 суток достаточно, чтобы определить будущую судьбу собаки. Такая мера будет относиться не ко всем животным – усыплять будут социально опасных, больных или крупных собак, подчеркнул он. Как и кем будет определяться социальная опасность животного, Дунаев не уточнил.

С января 2024 года на территории Астраханской области также вступили в силу новые правила обращения с животными, куда включены запреты на кормление уличных животных и на самовыгул домашних собак.

Пункт умерщвления

Программа ОСВВ была вполне успешной в Астраханской области, полагает зоозащитник Дмитрий. Он попросил не указывать его фамилию в целях безопасности. По его словам, за 2023 год стерилизованы и привиты более четырех тысяч собак. Этим занимались специалисты двух приютов – частного, волонтером которого он является, и муниципального, относящегося к бюджетному управлению "Чистый город".

Не было необходимости в принятии закона, разрешающего убийства собак, полагает он. Теперь вместо стерилизации и вакцинации животных специалисты муниципального приюта вынуждены отлавливать собак по всему городу для последующего умерщвления.

"Не думаю, что все сотрудники управления согласны с этим, – поясняет Дмитрий. – Многие из них знают, что программа ОСВВ в нашем регионе имела положительные результаты, но работу потерять никто не хочет, вот и выезжают по каждому вызову".

Однако президент фонда "Забытые животные" Анастасия Комагина придерживается другого мнения. Регионы опробовали ОСВВ и увидели, что программа "не работает". Она "съедала" колоссальное количество ресурсов, а собак становилось больше, учащались случаи нападения на людей, отметила она в комментарии Кавказ.Реалии.

Собак запихивают в клетки, где они друг друга пожирают

Стратегия ОСВВ очень действенна – не работает эта программа только там, где ее не реализуют либо реализуют недобросовестные подрядчики, считает специалист по взаимодействию с органами власти ассоциации "Благополучие животных" и директор автономной некоммерческой организации "Центр помощи бездомным животным Берегиня" Ольга Келли.

"Эффективность программы ОСВВ показывают нам регионы, которые взяли за основу контроль, порядочность и качество исполнения, тем самым не только гуманно обращаясь с животными, но и экономя по результатам работы программы бюджетные средства", – поясняет специалистка.

По мнению Келли, убийство животных – это не только не гуманный метод, но и наиболее затратный для бюджета регионов: освидетельствование животных с привлечением специалистов, оплата их участия в умерщвлении, соблюдение требований закона при проведении процедуры – нельзя умерщвлять на глазах у других животных, использование качественных препаратов, оформление документов, хранение трупов животных, транспортировка и утилизация в соответствии с нормами законодательства, перечисляет она: "Все это далеко не копеечные процедуры, и вряд ли тут можно говорить об экономии бюджета".

Вход только по пропускам

Чтобы программа ОСВВ работала, республиканские власти в первую очередь должны организовать пункты бесплатной стерилизации, считает Марина Плиева – зоозащитница из Северной Осетии. В ее регионе программа ОСВВ не работает на государственном уровне – стерилизацией и вакцинацией животных там занимаются только волонтеры.

"С нами сейчас на добровольной основе работают молодые люди –‘ парень и девушка, которые борются за ОСВВ. Они стерилизуют животных практически нон-стоп, до поздней ночи. Нам очень нужна помощь, поддержка, – подчеркивает Плиева. – Нужны перевязочные и шовные материалы, лекарства, для стерилизации собак и кошек, чтобы был наркоз и условия для работы. Где-то нужно передержать прооперированных собак хотя бы пару дней после операции, чтобы потом выпустить в среду обитания".

Приют во Владикавказе не справляется ни со стерилизацией, ни с содержанием животных в необходимых условиях, отмечает собеседница. К волонтерам-зоозащитникам власть и руководство муниципального приюта относятся не всегда положительно.

Когда волонтеры опубликовали в соцсетях видео, где собаки содержались в ужасных условиях в муниципальном приюте, разгорелся скандал, говорит Марина. В итоге руководство запретило волонтерам посещать животных и заботиться о них. Теперь, чтобы войти на территорию приюта, требуется специальное разрешение и справка от психиатра и нарколога.

"Мы просто группа волонтеров, какое разрешение, какие справки? – возмущается собеседница. – В их глазах мы психи. При этом именно с помощью организованных нами сборов мы помогаем не только уличным животным, но и самому приюту. Объявляем сбор помощи, собираем деньги, медицинские препараты, даже есть люди, которые по 100 кг мясных обрезков туда бесплатно привозят. Но попасть на территорию приюта нам теперь запрещают".

Практика умерщвления животных не решение проблемы бездомных собак

После публикации скандального видео зоозащитникам удалось вывезти с территории муниципально приюта какое-то количество животных и определить для них новое место жительства. Восемь собак уехали в Москву и Санкт-Петербург, еще две ожидают отправки к новым хозяевам. Но это не решение проблемы, говорит собеседница: "Из-за жалоб жителей республики собак каждый день забирают целыми кучами. Их запихивают в клетки, где они друг друга пожирают. Жалобы не прекращаются, а собак некуда деть, потому что приют маленький даже для Владикавказа, тем более для всей Северной Осетии. А программы ОСВВ в республике нет".

Также сообщения в соцсетях о массовой гибели собак в Минводах появились 11 января. Группа местных жителей и волонтеров обратилась в администрацию с требованием разобраться в случившемся и возбудить уголовное дело по статье "Жестокое обращение с животными".

Глава Минераловодского округа Вячеслав Сергиенко заверил жителей, что правоохранители найдут виновных и привлекут к ответственности. Он также отметил, что отлов безнадзорных животных ведется в строгом соответствии с законом.

В пресс-службе МВД по Ставропольскому краю корреспонденту Кавказ.Реалии подтвердили информацию о проводимой проверке по факту жалобы местных жителей.

Местные активисты также создали петицию с требованием не только наказать виновных в гибели собак, но и предоставить финансирование для приютов и программ по стерилизации.

Первопричина – безответственность

Все собеседники Кавказ.Реалии уверены, что практика умерщвления животных не решение проблемы. По словам Ольги Келли, безнадзорные животные на улицах – это следствие, а бороться нужно с первопричиной – безответственностью людей.

"Пока не прекратится выброс животных на улицы, не будет контролироваться разведение животных, пока не будет введена повсеместная регистрация домашних животных, их обязательная стерилизация, не начнет работать административное и уголовное регулирование сферы, изменений к лучшему не будет", – уверена собеседница.

С ней согласна и Маргарита Карпова – руководитель благотворительного центра стерилизации и вакцинации бездомных собак "Собачий патруль" в Ростове-на-Дону. По ее мнению, и ОСВВ, и пожизненное содержание в приютах, и массовые умерщвления – это не более чем различные способы контроля численности популяции животных.

"Да, ОСВВ и дешевле, и эффективнее, плюс помогает предотвращать угрозу распространения бешенства, – считает собеседница. – Выгоднее стерилизовать одну собаку, чем тратиться на отлов, содержание и умерщвление нескольких десятков голов, которые могли бы родиться от этой же собаки".

Нельзя рассчитывать, что проблема решится, пока не исключены два базовых фактора: факторы среды и ответственности, поясняет Карпова. По ее мнению, необходимо наводить порядок в городах и поселках, ликвидировать свалки, облагораживать общественные пространства и, главным образом, контролировать и наказывать владельцев, которые бросают животных.

На данный момент закон, допускающий убийство животных, уже действует как минимум в четырех российских регионах: в Бурятии, Астраханской области, в Республике Алтай и в Забайкалье.

Ставропольский край отказался от введения практики умерщвления, отмечает Ольга Келли. Она надеется, что это послужит примером и для других регионов.

До животных проще "дотянуться"

По мнению зоозащитника Дмитрия из Астрахани, российское общество разделено на тех, кто с энтузиазмом отлавливает собак и сдает их в ПВС, где они ждут своей смерти, и тех, кто пытается этому противодействовать. По его словам, они нередко сталкиваются с непониманием – некоторые жители города даже называют их "зоошизой".

"Ненормальными" чаще называют тех, кто животных спасает, лечит и пристраивает, согласна с ним Маргарита Карпова: "Слышны призывы признать зоозащитников чуть ли не экстремистами, просто потому что они демонстрируют непонятную многим модель поведения".

Нормализация жестокости, и не только по отношению к бездомным собакам, связана с общей тревожностью

Ольга Келли уверена, что огромное количество россиян не поддерживает негуманные акты умерщвления бродячих животных в регионах, но, поскольку эта тема практически не освещается в федеральных СМИ, люди практически не знают, что происходит в этой сфере.

По мнению Маргариты Карповой, нормализация жестокости, и не только по отношению к бездомным собакам, связана с общей тревожностью, об "истинных" причинах которой опасно не то что говорить, но даже задумываться.

"Поэтому людям пытаются внушить мысль о наличии угроз с разных сторон – это и собаки, и мигранты, и всякие "экстремистские" сообщества с иностранными агентами заодно. Представители власти – такие же люди, подверженные таким же манипуляциям, вот они и борются с тем, до кого проще дотянуться и кто точно не даст сдачи", – заключила зоозащитница.

  • В Краснодаре местные жители провели пикет против запрета на помощь бездомным животным. Они выступали против постановления губернатора региона, запрещающего волонтерам кормить и лечить бездомных собак и кошек.
  • В Дагестане силовики пришли с обысками в мэрию Буйнакска после нескольких нападений бродячих собак на местных жителей. Возбуждено уголовное дело о халатности.
  • В Ростовской области на приют для собак "Дядя Феникс" напал сотрудник МЧС с друзьями – они стреляли по собакам, одна из них погибла. После нападения злоумышленник заявил волонтерам, что находился во "временном помешательстве".
  • В Астраханской области сначала отозвали, а затем спешно приняли законопроект об "эвтаназии" уличных животных. Сайт Кавказ.Реалии разбирался, почему в регионе не сработала программа по гуманному сокращению их числа.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG