Работники культуры Северной Осетии, у многих из которых зарплаты ниже прожиточного минимума, написали петицию в адрес премьер-министра республики Таймураза Тускаева.
Профсоюз работников культуры устал ждать выполнения обещаний исполнительной власти: на прежнем уровне зарплаты держатся с 2014 года. В Северной Осетии в сфере культуры заработная плата самая низкая не только среди регионов Северо-Кавказского федерального округа, но и среди всех субъектов РФ.
В обращении к Таймуразу Тускаеву отмечается, что «за I полугодие 2016 г. средняя заработная плата в культуре составила 11720 руб. (в 2013г. – 11511 руб.), а в муниципальных учреждениях 10661 руб».
- Восьмого сентября Глава республики Вячеслав Битаров встретился с профсоюзными лидерами, - рассказывает глава республиканской организации Российского профсоюза работников культуры Светлана Агаева. – На этой встрече мы озвучили свои наболевшие вопросы. Прежде всего, нас не устраивает низкий уровень заработной платы. Вячеслав Битаров нас поддержал, сказал, что негоже заслуженным артистам получать 13 тысяч рублей.
Члены организации решили не откладывать дело в долгий ящик и 7 октября во Всемирный день действий за достойный труд написали петицию. Пока ее приняли, пока отредактировали – в итоге отправили только сейчас.
Удерживание зарплаты работников культуры на прежнем уровне – это прямое нарушение майских указов Владимира Путина. В президентском указе сказано, что зарплата работников культуры к 2018 году должна быть доведена до средней по региону. Средняя по региону в Осетии сегодня – тоже не повод для гордости, но все же 18 559 рублей на порядок больше, чем 10 661.
Официального ответа от Тускаева, который должен был получить обращение в конце предыдущей недели, пока не поступило. Но, отмечает Светлана Агаева, пока делать выводы рано, по закону, на официальный ответ у него есть месяц. А он только начался.
- У нас в Национальном музее средняя зарплата – 10 500 рублей, - рассказывает заместитель гендиректора Национального музея РСО-А по фондам Мадина Махциева. - В основном же наши старшие научные сотрудники, проработавшие здесь много лет, получают 9 500 рублей – это прожиточный минимум. А младшие научные сотрудники получают и того меньше – 8 800. Мы надеемся, что нам поднимут зарплату хотя бы на 50-70 процентов.
Выживать приходится разными средствами. Многие вынуждены работать в нескольких местах сразу, другие пытаются экономить, получая и такую зарплату. Сами по себе учреждения культуры не могут делать сотрудникам стимулирующие выплаты, так как внебюджетные фонды чрезвычайно малы. У того же Национального музея единственный дополнительный заработок – это плата за входные билеты. Вход в музей стоит 50 рублей для взрослых и 20 рублей для детей. Прибыли от этого хватает только на хозяйственные нужды – бумагу да лампочки.
- Конечно, у нас есть надбавки за ту же ученую степень, - продолжает Мадина Махциева. – Но эта надбавка составляет около 500 рублей. А старший научный сотрудник получает всего на 300 рублей больше младшего. Мы, научные сотрудники, должны заниматься интеллектуальной деятельностью, а не думать, как прожить на свою зарплату. Но в результате мы не успеваем заниматься прямыми обязанностями, так как все время пытаемся выжить.
Работники культуры Северной Осетии замерли в ожидании ответа кабмина. Даже обещание повышения зарплаты уже послужит для многих из них надеждой, которая, как известно, умирает последней. Тем более что к крайним мерам – митингам и забастовкам – творческие работники пока не готовы.