Черкесы Северного Кавказа не раз протестовали против политики российских властей в регионе. Но до выступлений, связанных с делом Руслана Гвашева, в протесты черкесов абхазы не включались. В случае с Гвашевым абхазские активисты и официальные власти отметились целым рядом заявлений и действий. Неожиданный подъем солидарности среди жителей Абхазии придал черкесскому движению на Северном Кавказе международное измерение. Давление на адыгского старейшину также заставило некоторых лидеров общественного мнения в Абхазии переосмыслить отношения с черкесами и с Россией.
Российские политики должны перестать вбивать клин между абхазами и черкесами, сказал "Кавказ.Реалии" абхазский политолог и общественный деятель Давид Дасаниа: "Мы прозрели, мы все поняли, благодаря Гвашеву. Наши абхазские обиды на адыгов, которые копились годами прошли. Возврата в прошлое больше не будет".
"Кавказ.Реалии" писал о штрафе, наложенном на Гвашева после того, как тот помолился с группой черкесов у "Тюльпанового дерева", расположенного в районе Сочи. Кубанские власти обвинили Гвашева в проведении несанкционированного митинга, а активист сказал, что молился о павших в русско-черкесской войне 18-19 веков. После решения суда Гвашев объявил голодовку, которая вызвала акции поддержки старейшины среди черкесов как на Северном Кавказе, так и за пределами России. Краснодарский краевой суд оставил приговор без изменений 16 октября, а Гвашев отказывается платить штраф.
"Я вообще хотел успокоить адыгов: заплатите вы этот штраф, к чертовой матери! Зато в 2018 году мы все соберемся там. Абхазы никогда туда не приезжали – теперь приедут. Из Нальчика никогда туда не приезжали – теперь приедут. 'Тюльпановое дерево' становится символом единства абхазо-адыгских народов", - заявил Дасаниа.
Черкесы массово участвовали в вооруженном абхазо-грузинском конфликте в 1992-1993 гг. на стороне Абхазии. После российско-грузинской войны 2008 года Россия официально признала Абхазию независимой страной, и отношения между общественностью республики и черкесскими организациями несколько охладели. Некоторые черкесские активисты обвиняли абхазов в том, что после признания Россией те забыли о помощи черкесов и никак не помогали им в защите своих прав на российском Кавказе. Абхазские активисты, в свою очередь, обвиняли своих коллег-черкесов в сотрудничестве с Грузией.
Гвашев был одним из черкесских добровольцев, воевавших на стороне Абхазии не только в 1990-е, но и в 2008 году в Кодорском ущелье. По словам Дасаниа, абхазы обязаны Гвашеву по гроб жизни.
Дело не только в том, что он является гражданином Абхазии, воевал за республику и является полковником абхазской армии, а также награжден высшей наградой республики – орденом Леона. По словам Дасаниа, во время тяжелых боев с грузинскими войсками 15-16 марта 1993 года абхазские отряды потеряли несколько сотен бойцов, что для маленького народа было огромной потерей. Родители и другие родственники погибших хотели потребовать от тогдашнего президента Абхазии Владислава Ардзинбы пойти на переговоры с Грузией и, по возможности, остановить гибель их сыновей и дочерей. Гвашев оказался тем человеком, который в тот критический момент переломил настроения в абхазском обществе своей 15-минутной речью, утверждает Дасаниа. В итоге, по словам активиста, абхазский народ, ещё более сплотившись вокруг своего президента, смог победить в войне с Грузией. "Слить его, предать, как могло произойти, мы не могли", - говорит абхазский общественный деятель.
Дасаниа вместе с другими активистами организовал акции поддержки Гвашева в Абхазии, а также требовал от госорганов вмешаться в ситуацию. Когда активисты выехали из Абхазию в Краснодарский край для участия в процессе над Гвашевым, российская полиция их под разными предлогами задерживала.
Неожиданное вмешательство абхазских активистов и правительства в дело Гвашева можно связать и с общим недовольством жителей Абхазии политикой России по отношению к своему союзнику. Дасаниа говорит, что Абхазия имела больший суверенитет до признания Россией, чем после, поскольку Москва постепенно забирает все больше прав у правительства республики. Права жителей Абхазии в России систематически нарушаются, а экономическая помощь со стороны северного соседа обуславливается "откатами", утверждает Дасаниа. Общественник говорит, что абхазы жаждут равноправных отношений с Россией, но натыкаются на непонимание со стороны своего союзника, к которому относятся с большим уважением.
Недовольство политикой России в Абхазии и среди черкесского общества подталкивает активистов к сотрудничеству, хотя пока неясно в каких формах такое сотрудничество будет осуществляться. Похоже, что голодовка одного черкесского лидера стала той последней каплей, которая подтолкнула абхазов и черкесов к возобновлению давно забытого трансграничного взаимодействия.