В Азербайджане растет количество разводов и, по наблюдениям чиновников и социологов, все чаще их инициаторами становятся женщины. С января по сентябрь 2019 года здесь было зарегистрировано 12713 разводов, сообщает "Настоящее Время". Это почти на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общество разделилось на два лагеря. Одни воспринимают это как удар по традиционным семейным ценностям. Другие же полагают, что это добрый знак, свидетельствующий о прогрессе и о том, что женщины перестают быть беспомощными "заложницами" брака.
Чемодан, горшок, ребёнок
"К побегу из дома я подготовилась заранее: под кроватью лежал собранный чемодан с самой необходимой одеждой, сумка с детскими вещами и детский горшок. Я знала, что муж не отпустит меня по-хорошему. Поэтому просто дождалась, когда ни его, ни свекра со свекровью не было дома, и ушла тайком вместе с двухлетней дочкой".
Айнур вышла замуж в 23 года за своего однокурсника. Говорит, что "была молодая и глупая". "Несмотря на высшее образование и общую "культурность", в семейной жизни муж придерживался патриархальных взглядов. Я не могла никуда пойти без его разрешения. Должна была во всем подчиняться. После декрета вышла на работу, но своих денег у меня не было – муж забрал карточку, на которую мне перечисляли зарплату. Сказал, что если мне понадобятся деньги, я могу взять их в тумбочке, но обязательно нужно записать, на что их потратила".
Родители Айнур не могли понять, как из-за этих и других "житейских мелочей" можно рушить брак. В семье потомственных ученых царили строгие нравы и считалось, что жениться или выходить замуж нужно раз и навсегда.
"Прошло шесть лет, но родители, кажется, так и не поняли, почему я развелась. Деспотизм мужа, то, что я его разлюбила, что у меня изменились планы на жизнь – все это, с их точки зрения, было просто блажью, которую надо выбросить из головы, и постараться приспособиться к "правилам игры". Главное, что муж не пьет, не бьет и не изменяет. Конечно, родители приняли меня обратно, но еще долго плакали, спорили, уговаривали одуматься. И до сих пор считают, что я загубила свою жизнь. Да что там родители – вообще все вокруг считали своим долгом сказать, что я зря развелась. Даже водитель на моей работе. Как-то раз муж заехал ко мне в офис, чтобы отдать алименты. Наш водитель увидел его роскошный переливающийся "мерс" и откровенно дал понять мне, что только дура могла развестись с мужчиной, у которого такая машина".
"Дочери не хотят жить так, как жили их матери"
Раньше в Азербайджане женщин от развода удерживали две основные причины, отмечают эксперты.
Во-первых, общественное осуждение. Развод в Азербайджане считался для женщины трагедией, позором, клеймом на всю жизнь. Родители будут переживать и прятать глаза от стыда, родственники – жалеть, соседи – сплетничать и распускать слухи, никто никогда больше не женится и тому подобное.
Во-вторых, многие женщины были финансово несамостоятельны и полностью зависели от мужа или от родителей. И если родня была против ее развода, то женщине было попросту некуда идти и не на что жить.
Но в последнее время сознание азербайджанских женщин меняется. "В отличие от старшего поколения, молодежь не воспринимает брак как нечто священное и вечное. Над молодыми людьми уже не властны старые ценности и установки, они хотят сами выбирать, как им жить, и считают, что если брак не приносит счастья, то зачем он вообще нужен", – объясняет социолог Санубар Гейдарова.
"Многие современные молодые женщины с детства видели, как их матери год за годом жертвовали собой ради сохранения брака, молча терпели несправедливость или жестокость по отношению к себе или просто мирились с душевным дискомфортом. И никто эти их жертвы не оценил, никто "спасибо" не сказал. Вполне понятно, что дочери таких матерей делают из этого выводы и не желают жить так, как они", – продолжает Гейдарова.
Эта тенденция пока что наблюдается, по большей части, в Баку и других крупных городах – там женщины более современные и самостоятельные, у многих из них есть образование и работа или возможность на нее устроиться. В провинции же все по-старому, хотя и там происходят определенные перемены.
Санубар Гейдарова – одна из тех, кто считает, что растущая статистика разводов в Азербайджане – это, скорее, хорошо: "Кроме прочего, это еще и заставляет старшее поколение задуматься и пересмотреть свои консервативные взгляды. Эти разводы дают обществу возможность заново выстроить систему семейных ценностей. Этот болезненный процесс – временные трудности на пути к новому уровню отношений в семье".
"Не хотела бы, чтобы дочь вышла замуж девственницей"
Разводятся в основном молодые люди, прожившие в браке менее пяти лет. Причины бывают самые разные: от банального "не сошлись характерами" до бытового насилия. Но часто истинные причины не озвучиваются, потому что, с точки зрения общества, они либо недостаточно "уважительные", либо попросту стыдные. Например, говорить о сексуальных проблемах в семье – это табу.
В первый раз Нармин вышла замуж в 22 года, не имея никакого сексуального опыта. После свадьбы оказалось, что у нее вагинизм – заболевание, при котором мышцы влагалища непроизвольно сокращаются, и это делает половой акт болезненным или невозможным.
"И я, и мой муж, были слишком молодые, понятия не имели, что с этим делать, и никому ничего не рассказывали. Ждали, что само пройдет. Только через полтора года я пошла, наконец, к гинекологу, а он отправил меня к психологу. Но на тот момент я была уже в таком состоянии, что не хотела лечиться, вообще ничего не хотела. Я стала нервной, раздражительной, муж – тоже. В итоге мы решили развестись, хотя никаких других сложностей между нами не было".
Родные Нармин и ее мужа узнали о ее заболевании уже во время развода, и для всех это было шоком.
"В первое время мама места себе не находила, даже убеждала меня не разводиться, а сделать искусственное оплодотворение и родить ребенка. Мол, нужно создать хотя бы видимость полноценной семьи, а то, что у нас с мужем не будет интимных отношений, – это неважно. Конечно же, я не согласилась. И постепенно все успокоились".
От вагинизма Нармин избавилась уже гораздо позже, потратив несколько лет на лечение. А полтора года назад вышла замуж во второй раз.
"Я не жалею о разводе и даже о болезни не жалею. Хотя бы потому, что это изменило мое мышление в лучшую сторону. И если у меня будет дочь, я бы не хотела, чтобы она вышла замуж девственницей. Перед женитьбой люди должны узнать друг друга не только в психологическом, но и в сексуальном плане, понять, насколько они подходят друг другу в сексе, нет ли у них каких-то проблем с этим. Это поможет избежать многих трудностей в будущем".
"Лучше видеть отца раз в неделю, чем каждый день скандалы"
Как правило, супругов, решивших развестись, отговаривают все, включая судей. Одним из основных аргументов при этом служит благополучие детей. Говорят, что нужно сохранить брак хотя бы ради них, чтобы они росли в полной семье.
Со стороны Шахла и ее муж казались счастливой парой. Они были женаты больше десяти лет, работали в одной сфере, растили маленькую дочку – очень желанного и долгожданного ребенка. Сархан злоупотреблял алкоголем, но Шахла терпеливо лечила его, а общие знакомые считали это "делом житейским". И были очень удивлены, узнав, что женщина подала на развод. Оказалось, что Сархан не только продолжает пить, но еще изменяет жене и наделал кучу долгов, которые самой же Шахле пришлось возвращать.
"Я очень старалась развестись мирно, сохранив с мужем нормальные дружеские отношения. Но ничего не вышло, – рассказывает она. – Сперва он рыдал, умолял вернуться, а потом начал меня шантажировать, угрожать, идти на всякие ухищрения. Этот ужас продолжался около полугода. Я всегда была самостоятельной, поэтому братья и сестры не вмешивались, не пытались на меня повлиять. Но они просто молча от меня отстранились, отдалились. И это очень плохо на меня действовало".
Шахла рассказывает, что пока она медлила с разводом, а отношения в семье уже были очень напряженными, у ее дочки постоянно случались истерики, и было заметно, как плохо влияет на ребенка царящая в доме обстановка. После развода девочку пришлось еще пару лет водить к психологу, пока ее нервная система полностью восстановилась.
"Теперь они с отцом видятся раз в неделю, и, по-моему, так гораздо лучше, чем когда она ежедневно видела наши скандалы", – отмечает Шахла.
Мужская позиция
Что касается азербайджанских мужчин, то для них развод никогда не считался катастрофой. То, что в плане разводов мужчине в Азербайджане издавна отводилась активная роль, отражается даже на лингвистическом уровне. В азербайджанском языке у фразы "развестись с женой" (arvaddan boşanmaq) есть принятый в разговорной речи синоним, который дословно можно перевести как "развести жену" (arvadı boşamaq). Это означает примерно "отказаться от жены", "оставить ее". Для женщин такой фразы нет (хотя некоторые феминистки сейчас и употребляют). При этом все еще бытует поговорка, что "женщина должна войти в дом мужа в белой фате, а выйти оттуда она может лишь в белом саване".
"Выйти замуж" (ərə getmək) – дословно "пойти к мужу", и про замужнюю женщину обычно говорят, что она "ərdə", то есть "у мужа". А "жениться" (evlənmək) – "обзавестись домом/семьей", и женатый мужчина, соответственно, – "evli", "семейный".
Хотя бросать жену (особенно, если есть дети) считается непорядочным поступком, на который можно пойти только в самом крайнем случае.
"Нехорошо "разводить", бросать женщину. Развод должен быть самой последней мерой, когда нет никакой другой альтернативы. Нужно дорожить семейными узами, как это принято у нас в народе", – рассуждает психолог Вафа Рашидова. При этом она доказывает, что если развод все же произошел, общество не должно плохо относиться к разведенной женщине, и надо дать ей шанс на личное счастье.
"Не стал бы разводиться, помог случай"
"Я всегда считал, что если супругов ничего не связывает, то нет смысла продолжать. Но сам почему-то продолжал".
Месяц назад 38-летний Аслан ушел от жены, решившись на развод. Впервые эта мысль посетила его еще три года назад, но всерьез он такой вариант не рассматривал.
"Мы женаты девять лет. Поженились по любви, перед этим долго встречались и, казалось бы, успели хорошо узнать друг друга. Но через несколько лет вдруг обнаружилось, что у нас разные интересы, что нам скучно вместе. Мне казалось, что она погрязла в быте, а я ей казался слишком легкомысленным. Но я не допускал мысли о том, чтобы развестись. Боялся, что жена не позволит мне общаться с сыном. И еще, честно говоря, неохота было связываться со всеми этими судами и разделом имущества. Я успокаивал себя тем, что все не так уж плохо и многие так живут".
Постепенно отдаляясь от жены, Аслан все реже бывал дома и все чаще заводил романы на стороне. Но каждой новой подруге он сразу же заявлял, что из семьи не уйдет. А потом встретил Лейлу, с которой у него завязались серьезные отношения.
"Но даже несмотря на это, я не стал бы разводиться. Помог случай. Жена заглянула в мой телефон и нашла там любовную переписку. Конечно же, разразился скандал. Я собрался и ушел к родителям. Жена меня не останавливала, но и не выгоняла. Возможно, она ждала объяснений, извинений. Возможно, я мог бы все уладить, если б захотел. Но я вдруг понял, что пришла пора нам расстаться и перестать мучить друг друга. И теперь я чувствую себя гораздо лучше и легче, чем раньше, хотя мы с женой постоянно скандалим по поводу денег, квартиры, ребенка".
Родные и друзья не отговаривают Аслана от развода. Скорее, упрекают за то, что так долго тянул, лгал, изменял: "Я и сам понимаю, что наломал немало дров, часто вел себя с женой эгоистично и недостойно. Я раскаиваюсь в этом. Но, наверное, главной нашей ошибкой было то, что мы вообще поженились".
Статистика терпения
Тем не менее еще рано утверждать, что отношение к разводам в Азербайджане всерьез меняется. Согласно результатам опроса, проведенного Госкомитетом по проблемам семьи, женщин и детей, 41% мужчин и 34,7% женщин считают, что женщина должна терпеть домашнее насилие, чтобы сохранить семью.
По статистике, больше 40% женщин в Азербайджане хоть раз подвергались домашнему насилию. Чаще всего – со стороны мужей.
За один только октябрь 2019 года 13 женщин в Азербайджане были убиты на бытовой почве. И как минимум двух женщин мужья убили этой осенью за намерение развестись.