Ссылки для упрощенного доступа

"На "Приоре" развозят туристов": что происходит с индустрией отдыха в Дагестане


Туристы в заброшенном селе Гамсутль, Дагестан
Туристы в заброшенном селе Гамсутль, Дагестан

В одном из самых популярных туристических мест Дагестана, в заброшенном ауле Гамсутль, возник конфликт из-за правил перевозки туристов. Правительство республики запретило проезд к селу, ссылаясь на отсутствие у водителей соответствующих лицензий и невозможность обеспечить безопасность отдыхающих. В свою очередь частные перевозчики обвиняют чиновников в том, что их беспочвенно лишают заработка в разгар сезона, чтобы монополизировать рынок. Сайт Кавказ.Реалии разбирался в ситуации.

Заброшенное село Гамсутль Гунибского района Дагестана ежедневно посещают десятки туристов. К аулу людей подвозят на уазиках, оставшиеся полтора километра можно преодолеть только пешком. В начале августа в соцсетях появилось видео, на котором больше десятка таких уазиков стоят перед отделом полиции. По словам местных жителей, после визита в район председателя правительства машины для перевозки туристов задержали якобы из-за проверок на угон.

В прошлом году гидов не хватало, нехватку быстро заметили местные, и сейчас этим занимается каждый второй

Абдулмуслим Абдулмуслимов в ответ на возмущения людей заявил, что не ставил себе задачей закрывать чей-либо бизнес и перераспределять его. Инициатива якобы связана с заботой о безопасности туристов, а предприниматели, которые работают в Гамсутле, находятся в "серой зоне": они не зарегистрированы, не платят налоги, не следят за состоянием машин и водителей. В подтверждение своих слов Абдулмуслимов напомнил о трагедиях, происходивших ранее с туристами в том же районе.

Машины долгое время стояли у местного отдела полиции, но сейчас их уже вернули владельцам, рассказал редакции предприниматель, представитель местного бизнес-сообщества Заур Цохолов. Большинство водителей в Гамсутле имеют лицензию на перевозки и зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, отметил собеседник.

"Может, есть какие-то нарушения, но их нужно решать, а не рубить с плеча. Есть частное лицо, которое под видом инвестирования хочет положить руку на этот бизнес и действует через госорганы. Человек хочет взять это себе", – заявил Цохолов, не назвав конкретных имен.

"Хотят выстраивать под себя"

Глава Гунибского района Расул Гусейнов заверил, что дорогу к селу закрыли ради безопасности туристов, а не для того, чтобы выгнать кого-то с рынка. В случае происшествий, по его словам, он лично будет "отвечать головой".

"Надо, чтобы машины возили по семь человек, а не по пятнадцать, чтобы не как в Бангладеш или Пакистане [люди] наверх еще садились. Если водитель позволит себе посадить больше семи человек, мы отберем лицензию", – сказал Гусейнов на круглом столе, посвященном туризму в Гамсутле.

Изменение правил в разгар туристического сезона без явных на то причин – это не только значительный ущерб для местного бизнеса, но еще и подрыв доверия к власти, считает активист движения "Город наш" Арсен Магомедов. "Такого нужно всеми силами избегать, либо приводить серьезные аргументы, обосновывающие этот резкий поворот", – написал он в телеграм-канале.

В туристической сфере Дагестана, как и во многих других, существуют монополии, поэтому вовсе не удивительно, что в Гамсутле могут монополизировать услуги перевозчиков, отмечает местный экономист Маир Пашаев.

"В Дагестане действуют монополии в сфере распределения электроэнергии, воды, газа. Они очень распространены в республике, и во многих сферах может быть только один главный игрок. В случае с Гамсутлем озвучивались предположения, что таким игроком якобы будет "Экотуркомплекс Главрыба". Якобы дальше эта компания будет выстраивать все под себя", – сказал Пашаев.

Компания "Экотуркомплекс Главрыба", согласно официальным данным, занимается "деятельностью парков культуры и отдыха и тематических парков". Руководителем организации является Вадим Мартынов, учредителем – Абдулрашид Гаджиев. Компания владеет несколькими туристическими объектами в республике и предоставляет туристические услуги. Ранее сообщалось, что она займется строительством инфраструктуры для комплекса "Хадум" в Дагестане, реализация которого запланирована на 2024–2025 годы.

23 августа появилась информация, что движение к Гамсутлю восстановят, допустив к перевозкам лишь тех водителей, которые имеют разрешительные документы и обслуживают туристов "на соответствующем транспорте" с ограничением на число пассажиров.

"За копейки обещают все показать"

Вопросы к соблюдению требований безопасности характерны для всех направлений туризма в Дагестане. Например, подавляющее большинство гидов работает без подготовки, а трансферами туристов занимаются обычные таксисты, говорит местный экскурсовод Хадижа Рамазанова.

"Они за копейки обещают им все показать за один день. Туристы идут к таким в целях экономии. Эта сфера очень прибыльная, и порог входа в нее очень низкий. В прошлом году гидов не хватало, нехватку быстро заметили местные, и сейчас этим занимается каждый второй. Свои услуги предлагают даже люди, сдающие посуточно квартиры. На своей "Приоре" они развозят туристов и проводят экскурсии", – рассказывает Рамазанова.

Такие предприниматели, по ее словам, не могут предложить безопасные услуги, и требовать с них ответственности сложно. Страховку, по словам собеседницы, предлагают только крупные компании.

Инструкторы должны быть обучены, нельзя людей со стороны брать и ставить работать

О безопасности туристов республиканские чиновники вспоминают каждый раз после трагических инцидентов. В июле этого года туристы из Оренбурга упали с обрыва в Ахтынском районе Дагестана. Долгое время путешественники не могли вызвать спасателей – не было связи. Их спасли спустя двое суток.

В мае туристка из Екатеринбурга упала с обрыва в Гамсутле и получила множественные переломы, ее доставили в Махачкалу вертолетом. После этого Минтуризма республики призвало "в погоне за красивыми фотографиями не забывать о собственной безопасности", а гидам рекомендовали информировать МЧС о своих потенциально опасных передвижениях.

В июле прошлого года машина семьи с двумя детьми из Оренбурга упала в обрыв Цолотлинского каньона, власти региона поручили проверить все туристические объекты. Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности в отношении должностных лиц районной администрации. Там в свою очередь отметили, что невозможно огородить все красоты забором, и посетовали на "неадекватное" поведение гостей, подходящих к краям для зрелищных фотографий и останавливающихся с палатками в непредназначенных для этого местах. Уголовное дело о халатности сотрудника администрации Хунзахского района сейчас рассматривается в суде, сообщили сайту Кавказ.Реалии в республиканском управлении Следственного комитета.

"Рынок еще не устоялся"

Инструкторы, которые обслуживают экстремальные виды отдыха, например, зип-лайн, роуп-джампинг, почти нигде в республике не соблюдают правила безопасности, заявил сайту Кавказ.Реалии президент Федерации спортивного туризма Дагестана Шарип Мурилов. В пример он привел происшествие в Хунзахском районе. Здесь в августе 2021 инструктор не смог правильно принять спускавшегося туриста и упал в пропасть из-за отсутствия страховки.

"Инструкторы должны быть обучены, нельзя людей со стороны брать и ставить работать. Есть ряд аттракционов, где это соблюдается. Например, в Хунзахе, где есть роуп-джампинг. Там приехавшие инструкторы, они свою работу знают. Инструкторы в "Главрыбе" тоже на страховке. А, например, на Сулакском каньоне я ни разу не видел, чтобы инструкторы соблюдали очевидные меры безопасности", – рассказал Мурилов.

По его мнению, проверкой и контролем всех объектов экстремального отдыха должно заниматься МЧС, которому приходится спасать людей "и на море, и на скалах". "Они владеют всем снаряжением. Какой еще орган знает, как всем этим пользоваться?" – добавил собеседник.

Хаотичное развитие туризма в Дагестане со всеми негативными последствиями связано с тем, что эта сфера переживает бурный рост, считает экономист Маир Пашаев.

"Рынок еще не устоялся. Бывает период неконтролируемого роста. Но это не значит, что всегда так будет. Власть, скорее всего, будет вмешиваться и регламентировать эту деятельность", – заключил собеседник.

  • На туристический трансфер в Гамсутле также претендуют жители соседнего села Чох, многие из которых ранее проживали в популярном у туристов ауле. Между соседями начали возникать стычки. Представитель Минтуризма республики призвал выходцев из Гамсутля "не питать иллюзий" о том, что село сохранит свою туристическую ценность в случае возвращения им земель.
  • Поток туристов на Северном Кавказе растет с 2020 года. По данным Ассоциации туроператоров России, в 2022 году количество туристов на Кавказе выросло сразу вдвое. При этом поток туристов в Геленджик, Анапу, а также в аннексированный Россией Крым снизился наполовину после закрытия большинства южных аэропортов из-за войны в Украине.
  • Из-за наплыва туристов между отдыхающими и местными жителями нередко возникают конфликты. Летом 2022 года в Дагестане для туристов расклеивали листовки с изображением нежелательного внешнего вида и поведения – запреты касались нецензурной лексики и ношения откровенной одежды. Один из конфликтов с приезжими в Дагестане стал резонансным: местный житель в грубой форме сделал туристке замечание за то, что она находилась в магазине в купальнике и прозрачной кофте.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG