Эту статью можно прочитать и на чеченском языке
16 февраля в колонии в Ямало-Ненецком автономном округе умер Алексей Навальный, один из наиболее известных российских оппозиционеров и критиков Владимира Путина.
На сообщения о смерти политика отреагировали лидеры стран Евросоюза, а президент США Джо Байден назвал президента России Владимира Путина виновным в смерти своего главного политического противника.
На юге России акции скорби прошли в Краснодаре, Волгограде, Элисте, Ростове – люди несли цветы к памятникам жертвам политических репрессий.
Действовавшие в 2017–2021 годах в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Волгограде штабы Алексея Навального объединили многих людей, до этого никогда не занимавшихся публичной политикой. После того как структура штабов была объявлена экстремистской и запрещена в России, они были закрыты, чтобы не подставлять сторонников под уголовное преследование.
Редакция Кавказ.Реалии пообщалась с бывшими координаторами штабов Навального и активистами из южных регионов, попросив их поделиться воспоминаниями о встречах с политиком и его роли в истории современной России.
Лев Гяммер, координатор штаба Навального в Краснодаре в 2020 году
– Штабы Навального начиная с 2017 года стали реальными центрами региональной политики. Алексей Навальный стал причиной, по которой люди и моего поколения, и чуть старше пришли в политику. Он показал нам, что политикой можно и нужно заниматься, можно и нужно бороться. Он стал знаковой фигурой для современной России, прежде всего для многих искренних и желающих стране свободы россиян.
Смерть Алексея, безусловно, организованное Кремлем накануне выборов политическое убийство. Его постоянно пытали, бесчисленное количество раз водворяя в штрафной изолятор. Его хотели убить. Почему это сделали именно сейчас, мне кажется, мы узнаем позже.
В личном общении Алексей запомнился добродушным простым человеком. Наверное, это одна из причин, по которой он смог объединить оппозицию. В нем не было ни грамма напыщенности, присущей многим политикам. Складывалось впечатление, что он легко мог быть твоим соседом, стоять в очереди в супермаркете, каждый день встречаться по дороге к остановке. Но, самое главное, он был честным, и это чувствовалось с первых минут общения.
Мурад Манапов, активист штаба Навального в Махачкале
– Когда я впервые услышал про Навального, меня не интересовали и не интересуют сейчас его высказывания о Северном Кавказе. В принципе, любой федеральный политик так или иначе стоит на националистических позициях, иначе он не будет воспринят большей частью избирателей. Думаю, большинству кавказцев такие заявления просто безразличны.
Навальный выступал за сменяемость власти. Для меня этого было достаточно
Уверен, что деятельность штабов не получила широкого распространения в республиках вовсе не из-за этих ранних политических заявлений. Дагестан, например, в целом считается регионом с запредельной поддержкой Кремля. Если бы президентом стал Навальный, дагестанцы поддержали бы и его.
Почему я решил стать активистом штаба в Махачкале, пусть он и просуществовал один день? Потому что Навальный, прежде всего, выступал за сменяемость власти. Для меня этого было достаточно.
Он не просто говорил, а посвятил свою жизнь борьбе. Именно смелостью и тем, что говорил правду про Путина, он вдохновлял многих людей.
Татьяна Глинберг, координатор штаба Навального в Ставрополе
– Весь день пыталась нормально сформулировать воспоминания о встрече с Алексеем, но все не то. Потому что у других описания такой встречи выглядят масштабно и эмоционально, а я столкнулась с ним в дверях на собрании штабов. Заходила внутрь, мне кто-то открыл и придержал дверь. Оглянувшись, поняла, что это сделал Навальный. Наверное, он вообще таким и был: простым вежливым человеком. Лучшим из всех.
В мире, где политик – мужчина в галстуке и охраной, существующий в какой-то другой плоскости, Навальный был своим
Уже вечером мы все подходили фотографироваться, общались. А он стоял в стороне и очень легко со всеми общался. Не было ничего, что могло как-то отпугнуть от него или показать, что он недоступен, выше остальных. Думаю, это и делало его лидером оппозиции. В мире, где политик – мужчина в галстуке и охраной, существующий в какой-то другой плоскости, Навальный был своим. Он шутил, рассуждал про мемы, смеялся, понимал нас. Был просто человеком и словно напоминанием: мы можем быть такими же смелыми и сильными, как он.
Мне кажется, в работе и ставропольского, и других региональных штабов главное вовсе не антикоррупционные расследования и фильмы про местных проворовавшихся чиновников, а ощущение понимания и единства. Когда к нам приходили совершенно незнакомые люди, садились напротив и рассказывали то, что не могли рассказать никому прежде. О том, как устали от власти и такой жизни. Они знали, что здесь их услышат, здесь можно быть честным самим с собой.
Это то, что дал штаб мне, и как кажется, дал очень многим. Верю, что в этом была сверхзадача штабов – показать человеку, который против путинского режима, что он не один. Потому что, когда вокруг телепропаганда и люди боятся откровенно говорить о наболевшем, ты и сам начинаешь думать, что большинство поддерживает эту политику. Штабы давали надежду и свет, ощущение массовости и поддержки. Именно Алексей дал мне и тысячам других россиян эту поддержку, показал, что мы не одиноки.
Евгений Кочегин, координатор штаба Навального в Волгограде в 2018–2021 годах
– Мы все еще ждем подтверждения от адвоката, команды и близких Алексея, но с высокой долей вероятности, учитывая скорость заявлений на самом высоком уровне, я понимаю, что в этот раз Кремль не врет.
Смерть Алексея я воспринял как уход действительно близкого человека, как личную утрату. Мы виделись с ним дважды: в 2017 году на митинге в Волгограде и спустя три года – во время работы предвыборного штаба в Новосибирске.
Главное качество, подкупавшее в Алексее, – готовность брать ответственность и риски на себя, смелость идти навстречу страху, преодолевать его. Бросать вызов злу и несправедливости, не оглядываясь на последствия.
Созданная им структура штабов изменила политическую жизнь регионов, открыв для молодежи путь к активизму и реальной политике. Она формировала гражданское общество на местах. Это я не говорю уже про локальные победы, например, наш штаб добивался отмены многомиллионных неоправданных госзакупок.
Смерть Алексея я воспринял как уход действительно близкого человека, как личную утрату
Колоссальная роль самого Алексея в том, что благодаря ему сотни и тысячи россиян поверили: за страну можно и нужно бороться, а пресловутый "общественный договор", когда общество не вмешивается в политику, нас не устраивает.
Навальный вселил в сердца людей надежду, а Путин все последние годы вытравливает даже малейшие надежды на перемены в российском обществе. Ему важно выжечь, убить, запугать все живое. Навальный мог стать русским Нельсоном Манделой (в период апартеида в ЮАР он 27 лет провел в тюрьме, а потом стал президентом страны. – Прим. ред.). В одном из последних интервью на свободе Алексей сказал: если его убьют, значит, власти в этот момент чувствуют свою слабость и неимоверную силу протеста. И его призыв был: "Не сдавайтесь!".
Задача Путина – чтобы все опустили руки и сдались. Здравомыслящие и желающие своей родине свободы россияне, защищающие себя украинцы, демократический Запад. Но мы должны продолжать борьбу с этим режимом, который, чем дольше остается у власти, тем больше губит Россию. Как он уже погубил Навального.
Руслан Тотров, журналист из Северной Осетии
– Не вижу никакого смысла гадать на кофейной гуще – выгодна или нет Кремлю смерть Навального именно сейчас. Единственный фашистский режим в современном мире довел своего главного политического противника до смерти. Это была растянутая казнь. Точка.
Российский режим давно и последовательно не обращает внимания на приличия и правила хорошего политического тона, ему неважна собственная репутация. Но сейчас крайне важно, как на нее отреагирует международное сообщество.
Вполне возможно, что кремлевская пропаганда будет раскручивать заявления Алексея по Кавказу, но Навальный – символ свободной России и сопротивления. Пытаться уколоть его сказанными много лет назад словами категорически неправильно.
- Координаторы ликвидированных штабов Алексея Навального в южных регионах подвергались преследованию со стороны правоохранительных органов. В частности, координаторка ростовского штаба Ксения Середкина заявляла о пытках. Впоследствии она покинула Россию. Из-за преследования и его угроз эмигрировали экс-координаторы штаба в Краснодаре Анастасия Панченко и Лев Гяммер, Евгений Кочегин из Волгограда, активистка краснодарского штаба Алипат Султанбегова.
- В историю протестного движения современной России штаб Навального в Махачкале войдет как просуществовавший всего несколько дней. Первая попытка открыть его в феврале 2021 года завершилась избиением координатора Руслана Аблякимова и его отъездом из Дагестана. 11 апреля штаб все-таки открылся – его возглавил 50-летний глава республиканского отделения партии "ПАРНАС" и организатор общественного наблюдения за выборами Эдуард Атаев. В день открытия штаба активиста задержала полиция – якобы за административное правонарушение. В итоге Атаев приговорен к шести с половиной годам по обвинению в хранении оружия и наркотиков. Он заявлял о насилии силовиков и фальсификации дела.
Форум