В 2022 году Карачаево-Черкесия стала лидером по доле мобилизованного населения на войну против Украины, а также по падению многих экономических параметров: дохода, благосостояния и рынка труда. Кроме того, спецслужбы активизировали в регионе поиск "сторонников Украины" – под подозрение попадают даже бездомные или желающие послушать украинские песни. Чем еще запомнится в республике этот год?
Война в Украине
24 февраля российские войска вторглись на территорию Украины – с этого момента Кавказ.Реалии ведет собственный список убитых на войне уроженцев регионов юга и Северного Кавказа. По данным на 4 января, нам известны имена уже 1954 погибших, из них как минимум 15 человек – уроженцы Карачаево-Черкесии. Это данные, основанные на публикациях в СМИ, заявлениях властей, информации от правозащитников и наших собственных источников. Реальные потери могут быть значительно больше.
Среди убитых уроженцев Карачаево-Черкесии – генерал-майор Военно-воздушных сил России в отставке Канамат Боташев. 22 мая в Луганской области был сбит штурмовик Су-25 под его управлением.
Еще до объявления мобилизации в Карачаево-Черкесии появился документ, подтверждающий ее планирование
На каком основании отставной 63-летний военный принимал участие в войне, неизвестно. В 2011 году он вышел в отставку – тогда Боташева приговорили к четырем годам лишения свободы условно и штрафу в пять миллионов рублей за управление Су-34 без допуска. Через год его обвинили в крушении Су-27 под Петрозаводском – генерал был в самолете со своим другом, разрешения на вылет у них не было, Боташев решил выполнить фигуру высшего пилотажа, но не справился с управлением.
21 сентября в России объявили мобилизацию резервистов на войну в Украину. Сколько именно человек призвали в Карачаево-Черкесии, неизвестно. Однако, по косвенным данным о зарегистрированных в день подачи заявления браках, на которые имеют право мобилизованные, следует, что в целом по стране под призыв попали около 492 тысяч человек, это 1,56% от численности мужского населения в возрасте от 18 до 49 лет. При этом оценочная доля мобилизованных в Карачаево-Черкесии составила 7,6% – это самый высокий показатель в стране.
Уже в октябре Карачаево-Черкесия стала третьей в стране по росту интереса компаний к женским резюме. Аналитики выяснили, что после мобилизации женщин в республике стали на 14% чаще приглашать на собеседования.
В начале ноября власти региона решили задним числом распространить выплаты и социальные гарантии, установленные для мобилизованных, на всех участников войны в Украине, как в составе Вооруженных сил России, так и из числа войск Нацгвардии, начиная с первого дня полномасштабного вторжения – 24 февраля. За легкое ранение обещано 100 тысяч рублей, за тяжелое – 300 тысяч, выплата родственникам за погибшего военнослужащего – один миллион рублей.
При этом в общей сложности из бюджета Карачаево-Черкесии на войну выделили 13 млн рублей – это в 7,7 раза меньше, чем в Кабардино-Балкарии, и в 15 раз меньше, чем в Северной Осетии.
Сколько мобилизованных уроженцев республики уже погибли в Украине, неизвестно. Некоторые из них даже не успевают покинуть подготовительные центры – к примеру, в воинской части в поселке Каменка Ленинградской области погибли уже трое мобилизованных. В декабре здесь стало известно также о смерти 21-летнего срочника из Карачаево-Черкесии Анатолия Черкашина. Его сослуживцы рассказали, что срочник должен был ночевать во времянке рядом с баней вместе с двумя соседями. Утром его нашли с пробитой головой и вскрытыми венами. При этом следы крови обнаружили в разных комнатах, а возможный предмет убийства найден не был.
Кроме того, военных на Северном Кавказе преследуют не только за отказ от участия в войне, как, например, в Краснодарском крае, но и за опоздание в часть. Служивший в Карачаево-Черкесии Владимир Кутлунин с началом войны против Украины убыл в "служебную командировку". После возвращения контрактник 10 дней лечился в военно-морском клиническом госпитале и должен был снова оказаться в части 31 мая, но сделал это на две недели позже. Кутлунин вину признал полностью, но от дачи показаний отказался, сославшись на статью 51 Конституции. Ему назначили ограничение по военной службе: в течение пяти месяцев его не могут повышать в звании, а в доход государства забирается 5% от его довольствия.
Репрессии и пытки
В Карачаево-Черкесии не было массовых протестов против войны или мобилизации, какие, к примеру, прошли в Дагестане или Кабардино-Балкарии. Однако в марте семь жительниц станицы Зеленчукская перекрыли дорожное движение через мост, требуя предоставить им информацию об отправленном на войну родственнике. В частности, речь шла о контрактнике из части №01485 в станице Сторожевая-2 Зеленчукского района Карачаево-Черкесии. По словам его матери Асият Гочияевой, военный перестал выходить на связь. Женщина пыталась выяснить его судьбу, но ей не удалось встретиться с властями. Тогда она вместе с родственниками перекрыла дорогу – акция длилась не дольше пяти минут, на место сразу приехала полиция и представители духовенства. На женщин составили протокол, обвинив в участии в несанкционированном митинге, однако суд закрыл это дело из-за отсутствия "бесспорных доказательств" вины.
В этом году сотни тысяч россиян покинули страну. Министерство внутренних дел Грузии сообщило, что только с января по сентябрь в страну въехали 112 733 гражданина России – после объявления мобилизации в сентябре эта цифра увеличилась. Среди эмигрантов оказались и уроженцы Карачаево-Черкесии – ранее они рассказали Кавказ.Реалии, почему приняли решение покинуть родину, с какими сложностями столкнулись за границей и когда они вернутся домой.
При этом те жители республики, которые остались в России и выступают против войны, подвергаются репрессиям, как и в других регионах. Например, в октябре уроженца Карачаево-Черкесии Темирлана Багатырова обвинили по административной статье о дискредитации армии РФ (подробности дела до сих пор неизвестны). В июне активиста черкесского национального движения Касе Кика задержали после того, как он в кафе в Черкесске заказал в караоке песню на украинском языке. Кика подвергли пыткам, вынуждая признаться в связях с иностранными государствами и с российской оппозицией, а затем, насильно опоив алкоголем, арестовали на семь суток за мелкое хулиганство.
После освобождения Кик был вынужден покинуть Россию – еще под арестом сотрудники ФСБ вывозили его на "следственные мероприятия", где требовали разблокировать телефон. Тогда на его защиту встала адвокат, активисту удалось выйти из ИВС.
В октябре за экстремистские песни наказали техника инженерно-технической службы войсковой части №20096 в окрестностях горы Чапал Евгения Крикунова. На своей странице в "Одноклассниках" он опубликовал в папке "Рэп" несколько запрещенных композиций. Они были доступны всем 58 подписчикам его страницы. О каких именно песнях идет речь, неизвестно. Крикунова за них оштрафовали на три тысячи рублей.
О пытках в ФСБ рассказал и бывший участник войны в Украине из Карачаево-Черкесии Евгений Швецов – его арестовали по обвинению в изнасиловании одной из женщин, с которой он познакомился во время отпуска в республике. По словам военного, его доставили в штаб ФСБ при 58-й армии во Владикавказе, где допрашивали, дважды заставили пройти полиграф, требовали признаться в передаче сведений другому государству, оставили на ночь пристегнутым наручниками к кровати. Через сутки новых избиений он подписал документы с неизвестным содержанием.
В феврале в Генеральную прокуратуру поступила коллективная жалоба родственников заключенных СИЗО-1 Черкесска, которые заявили об избиениях и объявили голодовку. Чтобы привлечь внимание к жестокому обращению, несколько осужденных нанесли себе порезы. Накануне условия содержания арестантов проверила также уполномоченная по правам человека в Карачаево-Черкесии Зарема Умалатова. Она передала в Следком заявление о насилии к заключенным и заявила, что им "в недостаточной мере предоставляются средства личной гигиены, чистые полотенца и постельное белье". О результатах проверки ничего не известно, но в апреле родственники заключенных заявили, что ситуация только усугубилась – сотрудники ФСИН стали присваивать себе еду, предназначенную для содержащихся во временном изоляторе людей.
Поиск шпионов
После начала войны российские спецслужбы активизировались в поиске так называемых украинских диверсантов – сторонников украинского националистического движения "Правый сектор" нашли и в Карачаево-Черкесии. В июле на 28-летнего жителя Черкесска завели два уголовных дела о приготовлении к теракту и участии в экстремистской организации. По версии ФСБ, он планировал теракт в городском военкомате и прокуратуре.
Во время оперативных мероприятий по поиску "украинских националистов" сотрудники ФСБ задержали бездомного
В доме задержанного и в его тайнике якобы нашли два самодельных взрывных устройства мощностью около 3 кг, компоненты для изготовления оружия, схемы подхода к зданиям прокуратуры и военкомата, а в его телефоне – переписку с "активными участниками" "Правого сектора". На видеозаписи житель Черкесска с наручниками за спиной признается в планировании теракта и говорит, что после него хотел уехать в Белгород, где его должны были "забрать в "Правый сектор".
В июне во время оперативных мероприятий по поиску "вероятных украинских националистов" сотрудники ФСБ задержали бездомного Анатолия Лаврентьева. Силовики потребовали пройти с ними в административное здание, но он отказался – за "неповиновение законному требованию" Лаврентьева арестовали на 10 суток.
В мае ФСБ якобы предотвратило теракт в Черкесске, "на одном из объектов органов власти и правопорядка по указанию зарубежного эмиссара". Имя задержанного и его возраст спецслужбы не сообщили, но заявили, что в его доме якобы нашли компоненты для взрывного устройства, а также "иные материалы, изобличающие его преступные намерения". Уголовное дело открыли по двум статьям: "Приготовление к теракту" и "Участие в деятельности террористической организации" (запрещенном в России ИГИЛ).
Месяцем ранее в республике по такому же обвинению задержали трех местных жителей – где именно они хотели устроить предполагаемый теракт, спецслужбы не сообщили.
В том же месяце в республике задержали 11 местных жителей по подозрению в участии в террористическом сообществе и пропаганде терроризма. По данным ФСБ, они причастны к деятельности запрещенного в России "Исламского государства". В домах задержанных прошли обыски – как заявили в спецслужбе, были найдены 10 единиц огнестрельного оружия, пистолет, обрез охотничьего ружья, три гранаты, боеприпасы и средства связи, "содержащие материалы, изобличающими их противоправную деятельность".
Последствия войны
Под действие введенных 24 марта санкции со стороны США в отношении депутатов Госдумы России попали 47 парламентариев, избранных от регионов Северного Кавказа и Юга страны. В списке оказался Михаил Старшинов – депутат от "Единой России", представляющий Карачаево-Черкесию в нижней палате парламента. Он голосовал "за" признание "ДНР/ЛНР". Джашарбек Узденов, второй депутат от республики, не голосовал и в список не попал.
В октябре Минфин США расширил санкции против России после аннексии Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей Украины, большая часть которых оккупирована российскими войсками. Под санкции попали более двух десятков сенаторов и депутатов Юга и Северного Кавказа. В список вошли члены Совета Федерации от Карачаево-Черкесии – Ахмат Салпагаров и Крым Казаноков. Санкции предусматривают блокировку всей собственности или интересов в США попавших в список лиц.
В июне учредитель межфракционной депутатской группы в украинской Верховной Раде "За свободный Кавказ" Алексей Гончаренко подал в украинский парламент проект постановления о признании геноцида черкесского (адыгейского) народа в ходе Кавказской войны 1763–1864 годов. В случае одобрения инициативы Украина станет вторым государством в мире, которое официально признало ответственность Российской империи за гибель сотен тысяч черкесов. Однако на какой стадии сейчас находится проект, неизвестно.
Громкие уголовные дела в республике
В начале декабря прокуратура запросила пожизненные сроки для бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова. Их задержали в 2019 году за организацию двух убийств и участие в преступном сообществе.
Ранее коллегия присяжных в Мосгорсуде признала Рауфа и Рауля Арашуковых виновными в организации двух заказных убийств. Присяжные сочли доказанным, что отец и сын в 2010 году организовали убийство активиста Аслана Жукова и советника президента Карачаево-Черкесии Фраля Шебзухова. Опросный лист для присяжных включал около 50 вопросов о причастности Арашуковых к этим преступлениям – присяжные сочли чиновника и его отца не заслуживающими снисхождения.
При этом Арашуковы заявляли о нарушении их прав. Например, в июне защита Рауля Арашукова заявила, что не может добиться допуска к нему в СИЗО врачей-онкологов, в чьей консультации он нуждается. А Рауф Арашуков проводил голодовку из-за отказа в звонках и свиданиях с родственниками.
Суд в Сочи отменил приговор по делу Дмитрия Салащенко, которого ранее приговорили к семи с половиной годам колонии строгого режима за покушение на убийство помощника прокурора в Карачаево-Черкесии. По версии гособвинения, мотивом преступления стала месть сотрудникам прокуратуры за преследование брата подсудимого. Якобы он, будучи в состоянии опьянения, напал на сотрудника прокуратуры в форме, попытавшись перерезать ножом горло. Из-за сопротивления жертвы и вмешательства очевидцев убить помощника прокурора он не смог.
Сам осужденный настаивал, что из-за алкоголизма потерял память, но психолого-психиатрическая комиссия опровергла эти данные. Прокуратура требовала переквалифицировать преступление с обычного покушения на убийство на покушение на убийство лица, осуществляющего следствие и правосудие –теперь подсудимому грозит от 12 до 20 лет лишения свободы.
К девяти с половиной годам в колонии строгого режима приговорили бывшего главу МВД Карачаево-Черкесии Игоря Трифонова за получение взятки в 7,5 млн рублей в 2015 году и незаконное хранение оружия. Трифонова также лишили звания генерала, государственных наград и права служить в Министерстве внутренних дел. Напомним, министра уволили в 2019 году после проверки деятельности ведомства. В должности он пробыл около двух лет.
Бедность и экономия
В этом году во всех республиках Северного Кавказа, кроме Чечни, с начала 2022 года выросло потребление крепкого спиртного. Розничная продажа алкоголя в Карачаево-Черкесии выросла с 107 до 119 тысяч декалитров.
При этом, согласно обновленным сведениям Росстата, доходы жителей республики одни из самых низких в стране – тут Кабардино-Балкария уступила только Ингушетии, где в месяц на человека в среднем приходится 20 295 рублей. Карачаево-Черкесия оказалась второй с конца с результатом не на много выше – 20 347 рублей ($ 337).
Война в Украине сказалась на всех видах трат – жители республики больше всех в стране сократили расходы на кафе и рестораны (почти вдвое, на 96%), а на сборы ребенка в школу тут придется потратить больше, чем на одного человека за месяц, около 148%.
Рынок труда здесь в десятке самых худших, а меньше, чем учителя в Карачаево-Черкесии зарабатывают только педагоги Чечни и Ингушетии. По неравенству зарплат республика также в числе антилидеров – более 100 тысяч рублей в месяц здесь зарабатывают около 1,6%, а меньше 20 тысяч – 38,8%. В целом, если оценивать благосостояние населения по шкале до 100 баллов, Карачаево-Черкесия набрала только шесть баллов – это предпоследний показатель в стране.
Форум