Во Дворце культуры Геленджика 16 ноября в два этапа прошли публичные обсуждения проекта генплана города. За день жители подали более трех тысяч предложений – дополнительно к уже поступившим шести тысячам. Несколько недель горожане активно обсуждали главный документ курорта, который может кардинально изменить их жизнь. Например, тысячи участков в прибрежной зоне перейдут из зоны "индивидуальное жилищное строительство" в рекреационную и общественно-деловую. Что это значит и как повлияет на жизнь Геленджика (а затем и Анапы, Сочи, других приморских городов Краснодарского края), разобрался Кавказ.Реалии.
Финальное обсуждение проекта генплана проходило крайне эмоционально и затянулось с раннего утра до темноты. Власти подстраховались и даже – больше для острастки – пригнали несколько автозаков с росгвардейцами в бронежилетах и защитных шлемах. Дворец культуры изначально не смог принять всех желающих, и обсуждение началось на площади перед ним.
Почему на общественное обсуждение проекта генплана дали всего месяц, хотя по закону положено три?
"Это ваши дома, жители. И вы их собственники. Никто, даже если захочет, ваши дома не сможет снести. Не сможет. Вы меня пришли услышать? Услышьте меня, я вам это говорю", – перекрикивая собравшихся, объясняет в микрофон мэр Алексей Богодистов. В ответ ему – недоброжелательный гул.
Самообладание чиновника сдает, в ход идут такие аргументы: "Я вырос и родился в Геленджике, в отличие от вас (снова неодобрительный шум. – Ред.). И у меня четверо детей, которые живут здесь, в Геленджике. По существу вопросы есть? Коллеги, это уже провокация".
Диалог стал предметнее, переместившись в зал ДК, куда попали далеко не все желающие высказаться.
Новый генплан Геленджика принимается в связи с изменениями федерального и краевого законодательств. Депутаты Заксобрания приняли градостроительный кодекс, по которому жилое строительство на расстоянии до 500 метров от берега ограничивается в десяти муниципалитетах. Если генплан утвердят, собственники домов вблизи моря – на них уже наложили обременение – смогут владеть ими и дальше, но перестраивать или возводить новые строения там будет нельзя. Зато в рекреационной зоне разрешат строить гостиницы и отели. Горожане не понимают, зачем им это, и ждут от властей подвоха.
Олимпийское изъятие 2.0?
Главное опасение тысяч жителей Геленджика – после изменения функциональной зональности в генплане и перехода участков из зоны ИЖС в рекреационную их могут лишить недвижимости. Заверениям власти, что этого не будет, верят немногие. Совсем рядом, в Сочи, в преддверии Олимпиады-2014 массово изымали участки и сносили дома.
В Геленджике сотни жителей уже подали в администрацию возражения, требуя, чтобы их участки сохранили свою зональность. Они уверены: градостроительная практика вполне допускает сосуществование рядом и жилой застройки, и общественно-деловой зоны или гостевых домов. Но многие просто не знают о такой возможности, а после утверждения генплана оспорить изменения по участкам можно будет только в судах.
Нет четкого понимания, сколько Геленджику нужно социальных объектов, машин скорой помощи, коммунальной и транспортной инфраструктуры
Юрист Алексей Плетников, участвовавший в составлении возражений по генплану Краснодара и по просьбе знакомых из Геленджика изучивший правовые последствия принятия проекта генплана на курорте, в разговоре с Кавказ.Реалии отмечает: с хаотичной застройкой, которой знамениты прибрежные города и которой никто десятилетиями реально не занимался, власти решили покончить.
"Но порядок начали наводить, не выкупая кварталами и перестраивая весь этот хаос, а пойдя иным, более быстрым и менее затратным путем. Через генплан и применение потом статьи 282 Гражданского кодекса РФ ("Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда". – Ред.). Но в таком случае, чего обоснованно опасаются люди, могут возникнуть некие "интересанты", которые под прикрытием юридических оснований, могут использовать это в корыстных целях", – считает собеседник.
Плетников констатирует: жители Геленджика обоснованно напуганы неопределенностью ситуации, в том числе упавшей кадастровой стоимостью их объектов имущества – как земель, так и строений. Кроме того, на земельные участки до принятия генплана наложены обременения.
"Основания данного обременения косвенно отсылают нас к статьям о будущем их изъятии для муниципальных нужд", – говорит юрист.
Перед разработкой проекта генплана власти должны были провести публичные обсуждения, анкетирование горожан, собрать пожелания и рекомендации по будущему проекту. Чтобы понять буквально по каждому микрорайону, каждому кварталу, что здесь нужно людям в первую очередь. Хотят ли они велодорожку или тротуар, зеленую зону или гостиницу, какое-то общественное пространство.
"Нарушения начались с того, что реального опроса перед слушаниями не проводилось", – утверждает активистка из Геленджика Светлана Тережоль.
О том, как чиновники манипулировали общественным мнением, красноречиво говорят цифры, озвученные на слушаниях: в голосовании по генплану на административном сайте приняли участие 250 пользователей, а проголосовавших "за" оказалось уже 400. Вопрос "Кто и зачем "накрутил" голоса?" остался открытым, продолжает активистка. Проектировщику были предоставлены неверные данные и по численности горожан, соответственно, нет четкого понимания, сколько Геленджику нужно социальных объектов, машин скорой помощи, коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Кураторы и народ
В изначальных проектах нового генплана Геленджика даже фигурировал грузовой порт, хотя еще в 2000 году параллельно с первыми президентскими выборами Владимира Путина в городе прошел референдум, и 88% проголосовавших (больше, чем за Путина. – Ред.) выступили категорически против грузового порта. Впоследствии нововведение пропало из проекта, но ведь кто-то попытался его туда запихнуть, недоумевают горожане.
"Почему на общественное обсуждение проекта генплана дали всего месяц, хотя по закону положено три? Было бы больше времени, люди смогли тщательнее изучить нормативные акты, лучше подготовиться. Знаю тех, кто ночами штудировал законы, перелопатили кучу информации, чтобы внести аргументированные возражения. Но к чему нужна спешка?" – возмущается Светлана Тережоль.
Любые изменение, происходящие в городе, связывают с интересами федеральных чиновников
Одним из итогов отсутствия диалога властей с жителями при проектировании генплана стало то, что тысячи горожан выстроили горизонтальные общественные связи и объединились.
"Мы увидели, сколько нас, и мы готовы действовать. Будем переизбирать территориальное общественное самоуправление. Если депутаты городской думы будут голосовать вопреки мнению жителей, сможем запустить процедуру отзыва депутата. Это главный итог общественных слушаний, показавший геленджичанам, что они здесь – сила", – подытожила собеседница Кавказ.Реалии.
"Протестные настроения накапливаются даже в таких маленьких и с виду благополучных городах, как Геленджик. Этому способствует экономическая ситуация, неспособность местных властей решать насущные проблемы города (благоустройство, водоснабжение, массовая застройка без социальной инфраструктуры), а также появление в городе так называемых "кураторов". Любые изменения, происходящие в городе, связывают с интересами федеральных чиновников – Дениса Мантурова (министр промышленности и торговли России. – Ред.), Сергея Чемезова (гендиректор корпорации "Ростех", член бюро высшего совета "Единой России". – Ред.)", – перечисляет активно участвовавший в обсуждении проекта генплана житель Геленджика Эдуард Абушаев.
Если бы власти города действительно принимали решения в интересах горожан, то провели опрос или референдум с предложенными измененными зонами. Из-за отсутствуя обратной связи у жителей Геленджика появилось стойкое ощущение, что администрация создана для решения проблем "кураторов", а интересы простых людей практически не учитываются, отмечает Абушаев.
"К чему может привести принятие плана в этом виде, я не знаю. Но ничего хорошего не жду. На мой взгляд, в существующем виде его не примут, пойдут на незначительные уступки, но главное останется неизменным. Власть подготовится лучше. Оставшиеся недовольные будут подвергнуты активной проработке в подконтрольных СМИ и в соцсетях как "деструктивные элементы", действующие во вред городу, их будут называть хапугами желающими обогатиться на "своих халупках", – предполагает собеседник.
Помимо Геленджика принятие нового генплана ждет курортную Анапу – ее жители также недовольны проектом развития города. Сложности возникли и в Новороссийске, генплан которого губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поручил переделать. Во всех трех городах этим занимается компания из Санкт-Петербурга "Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства". Она же в Краснодарском крае разрабатывает генпланы Сочи, Армавира, Горячего Ключа. Только за подготовку проекта генерального плана Сочи компания получит 101,5 млн рублей.