Ссылки для упрощенного доступа

"Мы просто не успеваем погребать людей". Как изменились похороны в Чечне


Похороны в Чечне. Архивное фото
Похороны в Чечне. Архивное фото

В Чечне пытаются контролировать все сферы жизни: от свадеб до поведения в соцсетях. Однако на одну сферу кадыровцы повлиять не могут – и речь о похоронах. Хотя церемония остается в зоне влияния традиций и родовых норм, за последние годы она изменилась – отчасти из-за количества убитых в войне против Украины.

Обычно чеченские похороны завершались поминками на седьмой день, сейчас же весь процесс сокращен до трех. По словам старца-богослова, который всю жизнь участвует в погребениях и проводит ритуал (мы не можем раскрыть его имя по соображениям безопасности), такое изменение – следствие "новых реалий".

"Если раньше смерти случались редко, в основном по старости, то сейчас уровень смертности в Чечне вырос: аварии, убийства, гибель на войне, онкология, инфаркты. Мы просто не успеваем хоронить людей", – сказал он в беседе с редакцией.

По словам богослова, только за два месяца, август и сентябрь, в одном селе Дышни-Ведено умерли 23 человека: "Если каждого усопшего будут оплакивать по семь дней, мы катастрофически не будем успевать. Люди и так живут в постоянных похоронах", – добавил собеседник.

  • С прошлого года Росстат скрывает данные о смертности россиян от внешних причин, куда относили смерти в ДТП, убийства, самоубийства и гибель военных в боевых действиях. По данным последнего отчета, избыточная смертность (в основном от внешних причин) составила 7,2 тысячи человек – это на 11% больше среднего показателя (6,5 тысяч). Еще больше смертность была только во время пандемии в 2021 году (8,9 тысяч человек) и в год начала вторжения в Украину (7,3 тысячи человек).
  • Власти скрывают данные о потерях в войне, но только по открытым источникам нашей редакции удалось установить как минимум 376 уроженцев Чечни, убитых в Украине. Это данные на середину мая этого года. В реальности потери республики могут быть в разы больше.
Грозный, фото из архива
Грозный, фото из архива

Обычно похороны в Чечне проходили без лишней пышности и демонстрации достатка.

"Еще лет 20-30 назад "тезет" (похороны. – Прим.ред.) продолжался от нескольких дней и до месяца. Это зависело от того, какой человек умер: известный или не очень. Зятья или близкие родственники привозили скот: баранов, быка. Обычный "стандарт": мешок муки и баран. Но от такой поддержки могли отказаться ввиду особой состоятельности или по завещанию покойного. Если умерший оставлял после себя малолетних детей, тогда подношения принимались, но если у него взрослые самостоятельные дети, тогда дарителям отказывали. На заднем дворе дома забивали скотину, разделанное на мясо раздавали соседям, родственникам и бедным", – рассказывает о прежних традициях богослов.

Семья, которая организует похороны, обычно готовила говядину для поминального религиозного обряда зикр и халву, которую раздавали соседям перед погребением. Последние также активно участвовали в церемонии: в доме умершего человека в течение трех дней не принято было зажигать огонь и готовить еду, поэтому его семью кормили соседи, тем самым выражая свою поддержку.

Лучше влезть в долги, чем столкнуться с общественным осуждением

Помимо жертвенного мяса было принято еще семь дней раздавать соседям лепешки и халву домашнего приготовления, а в последний день поминок было принято готовить поминальные пакеты с продуктами для близких. Однако уже около десяти лет во многих чеченских селах раздача пакетов была запрещена, так как это обременительно для семей.

Местные жители, с которыми поговорила редакция, посчитали, что средние расходы на похороны и поминки сейчас составляют от 700 тысяч до миллиона рублей, в зависимости от достатка семьи и известности умершего. По словам социолога из Чечни, для малообеспеченных семей такие расходы могут стать настоящим испытанием.

"Люди даже берут кредиты, занимают деньги, лишь бы не оказаться в положении тех, кто "сэкономил" на последнем пути близкого. В результате похороны превращаются в нагрузку и усиливают социальное неравенство: на состоятельные семьи это особо не влияет, а вот бедные вынуждены подстраиваться под стандарты, которые им не по силам", – рассказала специалистка.

В начале осени этого года жительница Урус-Мартана Зайна после продолжительной болезни похоронила своего 25-летнего сына. Последние пять лет семья возила молодого человека в разные клиники на операции и химиотерапию – в итоге оказалась в затруднительном финансовом положении. Зайна признается, что хотела похоронить сына "достойно" не только потому, что он ушел, не насладившись жизнью, но и чтобы избежать осуждения со стороны соседей и родственников.

"Забыв о собственном горе, я была вынуждена думать не о своей потере, а о том, чтобы все ушли довольные", – говорит она.

Давление традиций и общества трудно переоценить, уверена социолог, так как в Чечне очень важна репутация, и любое подозрение в "жадности" или "неуважении" к умершему воспринимается как пятно на чести: "Поэтому семьи, даже если внутренне понимают, что это избыточные траты, все равно идут на них. Лучше влезть в долги, чем столкнуться с общественным осуждением".

В городах похоронные обряды становятся более коммерциализированы. Там тратят на рестораны, дорогую посуду. В селах сохраняются элементы более традиционного уклада, когда многое готовится коллективно, соседи и родственники помогают семье. Но и там стандарты растут, и разница между "бедными" и "богатыми" похоронами все равно может быть заметна, отметила она.

Какие именно траты требуют похороны и поминки, редакции рассказал богослов из Чечни Сайд-Хусейн. В первый день после смерти родственники забивают быка или корову, либо покупают готовое мясо – от 150 до 170 килограммов, что семье обходится в 100-110 тысяч рублей. Затем тело умершего омывают и заворачивают в саван. Сегодня в магазинах или на рынке можно приобрести готовый комплект для погребения, который стоит 15 тысяч рублей, а людям, совершающим обряд омовения и подготовки тела для погребения, традиционно выражают благодарность – 5 тысяч рублей и пакет с продуктовым набором.

Рытье могилы, что раньше делали соседи или родственники, сейчас выполняют с помощью мини-экскаватора, за что приходится платить около 5 тысяч рублей. На могиле усопшего в Чечне обычно устанавливается чурт – памятник в виде прямоугольной плиты, в среднем он выходит в 15-18 тысяч.

Также за умершего принято выплатить каффарат – это искупительное действие в исламе, совершаемое в качестве наказания за совершенный грех, например, намеренное нарушение поста в месяц Рамадан или невыполненная клятва.

Почему нельзя выпустить какой-то документ, который обязывал бы людей проводить похороны скромно, без лишней роскоши?

"Еще лет 15-20 назад каффарат в виде кукурузы или пшеницы давали в семьи, где есть малолетние сироты, или малоимущим семьям. Для них это было ощутимой помощью, ведь у всех во дворах тогда водилась птица. Сейчас все имеют пособия, пенсии, детские выплаты, да и курей мало кто держит, потому принято деньги вносить на нужды села или мечети. Эта сумма составляет 2 тысячи рублей", – говорит Сайд-Хусейн.

На третий день, завершающий траур, проходят поминки, где снова забивают быка или покупают мясо на 150 тысяч рублей. Стоит отметить, что помимо мяса значительную часть расходов составляют и овощи, фрукты, сладости, напитки, хлеб. На эти покупки уходит не меньше 200 тысяч рублей.

Все три дня мюриды читают мовлиды, совершают зикры, в чеченской культуре верят, что эти похоронные ритуалы помогают живущим справиться с горем и принять утрату. После зикра всех нужно угощать, а по "новой моде" – еще и дарить в благодарность носки и носовые платки.

"Я не понимаю, почему муфтият допускает такое. Они ведь лезут во все: в семьи, в свадьбы, воюют с блогерами. Но почему нельзя выпустить какой-то документ, который обязывал бы людей проводить похороны скромно, без лишней роскоши? Ведь это такая большая нагрузка для людей", – заявила в беседе с корреспондентом Кавказ.Реалии жительница Аргуна.

Получивший религиозное философское образование в Иорданском государственном университете в Аммане, собеседник Кавказ.Реалии на условиях анонимности рассказал, что в исламской традиции смерть человека – это момент не показной скорби, а размышления о бренности земной жизни. Ценность обряда измеряется не пышностью стола, а искренностью молитв.

"Нередко бывает так, что семья, в дом которой пришло горе, сама уже не ощущает своего горя. Вместо того чтобы пребывать в размышлении, в мольбе, в молитве за усопшего, им приходится заботиться о том, как накормить пришедших, как не показаться невежливыми или скупыми. Люди, пришедшие выразить соболезнование, порой остаются в доме до позднего вечера, не понимая, что своим поведением причиняют дополнительное бремя тем, кто и без того переживает тяжелое испытание. Бывает, что они уходят лишь тогда, когда семья исчерпает все свои запасы, свои сбережения, провизию – и остается не утешение, а усталость и опустошение".

Несмотря на финансовое бремя, похороны - это важный элемент поддержания общинных связей, уверена та же социолог из Чечни, это момент, когда собирается все село или родственники, когда люди разделяют горе и выражают поддержку.

"С одной стороны, это укрепляет солидарность, но с другой- именно коллективное присутствие усиливает давление, ведь именно на глазах у всей общины оценивается, насколько "достойно" семья провела обряд. Поэтому похороны сейчас одновременно и инструмент социальной поддержки, и механизм социального контроля", – говорит эксперт.

  • В России решили засекретить данные о демографии: соответствующую информацию перестала публиковать Федеральная служба государственной статистики. Раздел "Демография" исчез из Обзора социально-экономического положения в РФ за май. Данных также нет в разделе на сайте Росстата, который в последний раз обновлялся в марте. Это касается сведений о естественном приросте или убыли населения, количестве рождений и смертей, браков и разводов, миграции и общей численности населения, передает Радио Свобода.
  • На Северном Кавказе на отказы от вакцинации могут влиять и религиозные убеждения. Например, в Чечне некоторых родителей беспокоил вопрос "халяльности вакцин", порой они предпочитали нетрадиционную "исламскую медицину".
  • В течение 2023 года родители сообщали о дефиците прививок против кори, краснухи и паротита, позже – о нехватке вакцин от полиомиелита. Власти объясняют это тем, что некоторые западные компании прекратили поставку своих препаратов, а на поиск аналогов нужно время.


XS
SM
MD
LG