За последние два месяца в Турции задержали 28 уроженцев Северного Кавказа. Но это лишь малая часть лиц, имена которых стали известны общественникам и правозащитникам. Счет может идти уже на сотни задержанных, предполагают наблюдатели.
Как считают представители кавказской диаспоры, преследование мухаджиров началось из-за сближения российско-турецких отношений. Давление увеличивается с каждым днем до такой степени, что большинство из них уже заявляют о невыносимости ситуации.
Выходцы с Северного Кавказа всегда являлись сторонниками Реджепа Эрдогана. Однако действия властей за последние два года заставляют мухаджиров более прагматично оглядываться на окружающую их действительность.
"Мы были с турками во время путча, мы шли против танков, держали в руках флаги Турции и наших республик. Но сегодня из-за действий нескольких террористов ИГ под давлением оказались тысячи выходцев с Северного Кавказа. Одни турки слагают на антиизраильских митингах рифмы об орлах Кавказа, другие сажают нас тюрьмы вместе с женщинами и грудными детьми", - посетовал в беседе с "Кавказ.Реалии" уроженец Чечни по имени Магомед.
Оппозиционер с Северного Кавказа, попросивший не называть его имени, рассказал, что покинул Турцию после задержания в ноябре: "Если тебе присвоили коды безопасности, которые приходят даже на тех, кто вполне свободно ездит в Россию, то убрать их практически невозможно. Многие судятся с турецкими органами годами. Чаще всего их вынуждают покинуть страну за свой счет, но пока дают выбирать, куда лететь. Некоторых выпускают за деньги. Турецкие суды не обращают внимание на доказательства вашей невиновности, им это совершенно не интересно".
Наш собеседник сейчас находится в одной из стран Европы. Как он говорит, с ним связывались представители депортационных служб Турции: "Предлагали за 15 тысяч евро снять коды безопасности, после чего я смог бы въехать беспрепятственно в страну".
Эксперты, опрошенные "Кавказ.Реалии", полагают, что турецкие власти могут пойти на запуск процесса выдачи преследуемых в России лиц на основании вступившего в силу договора между двумя странами "О взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче".
По мнению политического аналитика по Ближнему Востоку Харуна Сидорова, действия Турции продиктованы международным давлением, оказываемым на нее в связи с тем, что она стала "центральной платформой для действия исламистских группировок на Ближнем и Среднем Востоке" (цитата специалистов немецкой разведки).
"Это касается не только россиян и граждан постсоветских стран — я знаю мусульман из стран Запада, которые также попали под горячую руку, причем, это не были люди, связанные с ИГ. Сотрудничество по линии нейтрализации неугодных выходцев из России в Турции самым удивительным образом продолжались даже в разгар конфликта между странами", - заявил Сидоров.
Действия турецких спецслужб носят во многом декларативный характер, при этом страна демонстрирует партнерам прилагаемые усилия в вопросах борьбы с терроризмом и безопасности, считает руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов.
"Это дипломатический торг между спецслужбами, который больше направлен не на то, чтобы выдать, а на то, чтобы иметь возможность говорить, что «все, что могли — сделали». Поэтому, выдавливание и попытки депортировать в Россию со стороны властей могут быть. Они, конечно, могут инициировать отправку задержанных и арестованных, но при этом они не будут напрямую нарушать собственное законодательство", - уверен Соколов.
Собеседник добавил, что ситуация с политэмигранами будет являться составным элементом торга между участниками политического урегулирования в Сирии, в зависимости от сопровождаемых их интересов.
"Конечно, Россия заинтересована в том, чтобы часть людей, выехавших в Турцию и являющихся политическими иммигрантами, а не боевиками, все-таки были депортированы в Россию. Это вполне укладывается в общий тренд на криминализацию религиозных диссидентов в стране", - заключил эксперт.