Выставка под названием "Мир женщины в интерьерах исторической памяти" проходит в эти дни в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицына. На мероприятии представлено более 500 экспонатов Национального музея соседней Адыгеи. Как отмечают авторы выставки, через ювелирные изделия, золотое шитье, предметы быта и национальной одежды выражаются жизненный путь и ментальность черкесской женщины.
Черкесская девушка раньше шила платье себе сама, вышивая месяцами. На пошив национального платья в среднем требуется до четырех месяцев, если заниматься этим делом каждый день до восьми часов.
Корреспондент "Кавказ.Реалии" побеседовала с мастером из Адыгеи по национальной женской (сае) и мужской одежде (цые) Симой Хутыз.
...В него заключена философия, мироощущение, платье от подола устремляется ввысь, словно наконечник копья, стрелы – это все символично.
"Если рассматривать мир черкесской женщины посредством национальной одежды, то он тонок, изящен, свободолюбив и очень духовен, - считает Сима. - Это все обосновывается утонченностью вышивки. Если рассматривать сае как атрибут мира черкесской женщины, то в него заключена философия, мироощущение, платье от подола устремляется ввысь, словно наконечник копья, стрелы – это все символично".
"Сейчас, исходя из той же черкесской философии, стараемся создавать платья в одном цвете, сохраняя многослойность. Таким образом, поддерживается сдержанность, тончайший вкус и высокая культура самой женщины" - отмечает черкесский мастер.
Что касается востребованности национальной одежды в нынешнее время, то, например, в Адыгее черкесские девушки предпочитают выходить замуж в национальном платье – сае, а мужчины выбирают, в основном, европейский костюм. Совсем наоборот, например, в Грузии, где исключительно мужчины вступают в брак в национальной мужской одежде (чоха).
Мальчики более стеснительные, и в этом мы не доросли.
Сима Хутыз объясняет это тем, что в Адыгее "мальчики более стеснительные, и в этом мы не доросли". Сима отмечает, что они не понимают или сумбурно понимают всю ценность наряда, так как "человек, который понял всю ценность этого и смысловую нагрузку, которую несет эта одежда, конечно же, будет надевать ее в столь ответственный для него день (свадьбу)". Сима Хутыз считает, что интерес черкесов к национальной одежде возобновляется, хотя нельзя говорить, что она будет носиться повседневно, исходя из практичности. Другая причина - в том, что не все желающие могут позволить себе приобрести национальную одежду, ведь это - не дешевое удовольствие.
В последнее время вырос рынок пошива одежды в современной интерпретации, то есть стилизованные под народные национальные платья с использованием таких элементов, как нагрудники, пояса. Как отмечает мастер, "это тенденция будет укрепляться в случае учитывания требований к пошиву народных платьев - сохранение строгости, сдержанности, отсутствие глубоких вырезов и разрезов по бокам, оголенных плеч и рук. В противном случае это уже не будет черкесским нарядом".