Несмотря на заявления главы Чечни Рамзана Кадырова о скором взятии Мариуполя, практически полностью разрушенный приморский город продолжает сопротивляться. Ключевая роль в его обороне – у отдельного отряда спецназначения "Азов", входящего в состав Национальной гвардии Украины.
Кадыров регулярно упоминает бойцов подразделения в своем телеграм-канале, называя их то "фашистами", то "бандой", то "нацистами".
"Бандеровцы, батальон "Азов" и прочие террористические вооруженные формирования утверждают, что будут вас защищать. Неправда. Во-первых, армия России не нападает на мирных граждан Украины, во-вторых, эти "защитники" становятся первыми мародерами и ворами", – заявлял, например, глава Чеченской республики еще на второй неделе после начала вторжения.
После публикации фотографий из освобожденных от российской армии пригородов Киева весь мир увидел реальное отношение к мирным украинцами со стороны, предположительно, военнослужащих РФ.
Фотографии из частично занятого кадыровцами Мариуполя из-за продолжающихся боевых действий публикуют только российские информационные агентства, многочисленных тел мирных жителей на улицах на этих снимках не видно, зато присутствуют на них сами бойцы чеченского спецназа. Что останется после "Ахмата" в случае освобождения города – вопрос.
Корреспондент Кавказ.Реалии поговорил с офицером штаба полка "Азов" с позывным "Гендальф" о боевых качествах кадыровцев, отношении мариупольцев к войне и о том, как российская армия менее чем за два месяца фактически стерла город с лица земли. В условиях продолжающихся боевых действий разговор состоялся посредством переписки.
– Российские государственные СМИ пишут про полк "Азов" чаще, чем про другие украинские подразделения. Почему именно ваш отряд стал главным символом пропаганды борьбы с "бандеровцами"?
– В первую очередь потому, что именно "Азов", будучи в 2014 году добровольческим формированием, состоящим из патриотов, но не военных людей, смог противостоять россиянам и их пособникам, отбив Мариуполь. Тогда этот город по желанию его жителей и при помощи полка остался украинским. За это путинская Россия ненавидит мариупольцев и потому боится бойцов полка "Азов", которые с тех времен, конечно, выросли как воины.
– Вы считаете себя националистами? Как бы вы описали идеологию, которую разделяют бойцы "Азова"?
– Да, безусловно. И я хочу обратить ваше внимание на то, что националисты "Азова" сейчас борются с нацистами российской орды. Наши главные идеи и взгляды: защита территориальной целостности Украины; уважение и знание своей истории, культуры, традиций; безусловно, знание и уважение к украинскому языку (хотя большинство азовцев – русскоговорящие).
Националист отличается от нациста тем, что высоко ставит свою нацию, при этом не принижая другие и не желая порабощать территории других государств. Мы защищаем себя, но мы не нападаем на других.
– Вам доводилось взаимодействовать с чеченскими батальонами Шейха Мансура и Джохара Дудаева (добровольческие подразделения, воюющие на стороне армии Украины. – Прим.)? Как бы вы оценили их боеспособность и настрой?
– Да, начиная с 2014 года, мы пересекались под Мариуполем в районе активных боевых действий. Конечно, их боевой дух всегда вдохновлял, бойцы понимали свою цель пребывания на передовой, для них наша война с Россией также была освободительной.
Мобилизованные Кадыровым чеченцы войны не хотят, поэтому либо попадают в плен, либо гибнут
Очень запомнилась их мотивированность в отстаивании суверенитета Украины. Боевые качества соответствовали настроениям. Это отважные профессиональные бойцы, которые в борьбе становились еще сильнее. Думаю, все потому, что они понимали, за что и почему воюют.
– По вашему мнению, почему Москва перебросила под Киев и Мариуполь подразделения кадыровцев и активно пиарит их участие в войне?
– Они известны своей жестокостью и аморальным поведением. Таким образом Россия пытается сломить дух украинцев. С помощью издевательств и унижений со стороны тех, кто не имеет и капли совести, [президент России Владимир] Путин пытается показать: чеченцы поддерживают его агрессию. Но мы прекрасно знаем, что между чеченцами и кадыровцами пропасть.
– Как бы вы описали кадыровцев как противников?
– Воевать они не умеют и даже не хотят. Их максимум – запугивать мирных жителей, обстреливать пустые дома, вешать свои тряпки над сожженными административным зданиями. Они активно снимают видео, публикуют угрозы в интернете. Но они не участвуют в активных боевых действиях. Мобилизованные Кадыровым чеченцы войны не хотят, поэтому либо попадают в плен, либо гибнут.
– Различные военные эксперты, в том числе украинские, расходятся в оценке боевых качеств кадыровцев – от хвалебных отзывов их экипировки и настроя до сообщений о нахождении исключительно в тылу. Что из этого ближе к правде?
– Мы на стороне вторых. Пока что это скорее хвастовство. Они [кадыровцы] не особо спешат в бой. Как, впрочем, и россияне, отправляющие пушечным мясом вперед предателей, армию так называемых "республик" (имеются в виду вооруженные формирования "Л/ДНР". – Прим.). Ну а уже за ними россияне толкают в спину кадыровцев, которые не особо мотивированы воевать.
– Какие отзывы о кадыровцах вы слышите от обычных жителей Мариуполя и других населенных пунктов?
– Исключительно злость и раздражение. Они ведут себя как обезьяны в цирке, устраивая показательные стрельбы на камеру на улицах без противника, разрушая и так разрушенный город еще больше.
– Как ведут себя пленные кадыровцы? Можно ли говорить о каком-то конкретном числе попавших в плен бойцов Росгвардии из Чечни?
– К нам в плен попадал один чеченец. Уверял, что в Украине осознал свои ошибки и не хотел убивать мирное население. Также призывал освобождать свои территории и воевать против настоящего агрессора – России.
– По вашему мнению, зачем Кадырову нужно было приезжать в Мариуполь?
– Мы очень сомневаемся, что он тут вообще был, так как кадры на фото и видео выдают обман (глава Чечни действительно не предоставил очевидных доказательств своего присутствия в Украине. – Прим.). К тому же он обещал лично приехать разбираться с "Азовом", но пока что подтверждения слов этого "дона" мы не видим.
– Зачем России такой Мариуполь – практически полностью разрушенный?
– По поводу максимального количества жертв и разрушений – такой у России был план изначально. Им не нужен красивый, процветающий европейский Мариуполь, в котором не переносили русский дух из-за попытки оккупации восемь лет назад. Путин хочет проложить вместо города дорогу на Крым и унизить тех, кто его отверг. Поэтому на город скидывается максимальное количество российских авиабомб, русские прицельно бьют по скоплениям мариупольцев с детьми – больницам, роддому, убежищам.
Город заблокирован русскими войсками, и искусственно создана гуманитарная катастрофа – люди голодают, нечего пить. И на фоне этого ужаса оккупанты раздают местным минимальные наборы продуктов, фактически заставляя их просить кусок хлеба у ненавистных захватчиков, снимая об этом сюжеты. В городе устраивается настоящий геноцид.
– Соответствуют ли действительности заявления Кадырова о том, что город захвачен на 90–95 процентов?
– Город разрушен россиянами на 90 процентов. Временно захвачена часть двух районов, на других территориях идут бои.
– Украинские политики неоднократно призывали россиян выходить на улицы в знак протеста. Но каждый такой выход даже без плакатов и лозунгов оборачивается штрафами и арестами. Как вы считаете, что сегодня могут делать россияне, которые не согласны с этой войной?
– Мы уже не особо надеемся на их активные действия. Во время двух Майданов в Украине людей избивали, по ним применяли оружие. Было множество покалеченных и убитых. Но украинцев это не остановило. Потому что самое важное для каждого украинца это свобода.
Нас хотят уничтожить как нацию, мы этому противостоим
Россияне могут не бояться. Россияне могут не быть рабами. Россияне могут думать. Но хотят ли они этого – большой вопрос. Возможно, им легче молча хоронить своих детей и убивать чужих.
– Вы убеждены, что Украина победит в этой войне, почему?
– У нас нет другого выбора. Нас хотят уничтожить как нацию, мы этому противостоим. И мы этому противостояли всю нашу историю с самого появления России.
Сейчас наша финальная битва, и в этой битве нас должны поддержать все, кто так же страдает от агрессии русских. И наши братья-грузины, конечно. И я не про власть, я про людей. Чтобы мы и наши дети могли спокойно строить свое будущее, а наши старики не переживали вновь голод и бомбежки, у нас один выход – остановить Россию навсегда.
***
Помощи в Мариуполе все еще ждут десятки тысяч жителей – они прячутся в подвалах. Несколько районов города контролируют российские военные, все последние дни бои идут прямо на улицах. Жительница Мариуполя Мария Кутнякова стала свидетельницей удара по Драматическому театру, в котором укрывались мирные жители. Она рассказала, как ей и ее семье удалось выжить.
Месяц осады, почти пять тысяч погибших под российскими обстрелами мирных жителей, 90 процентов поврежденных жилых домов, из которых половина полностью разрушена, разгромленные больницы и поликлиники, родильные дома. Вот цена боев за украинский Мариуполь. Именно здесь находятся бойцы Росгвардии из Чечни. Сюда якобы приезжал и сам Рамзан Кадыров. Какова реальная роль кадыровцев в Украине, зачем главе Чечни понадобились фото в прифронтовом антураже и почему Кремль решил взять Мариуполь любой ценой – об этом Кавказ.Реалии рассказали украинские и чеченские эксперты.
В телеграм-канале главы Чечни было опубликовано, а затем удалено видео раздачи кадыровцами якобы гуманитарной помощи от фонда им. Ахмата Кадырова. Ролик пропал с канала, когда эксперты обратили внимание, что продукты на видеозаписи украинские. На видео военные из Чечни разгружают бронированную машину рядом с многоквартирным домом – при этом на пакетах с мукой или докторской колбасой можно различить украинские надписи - "Борошно" и "Лiкарська".