Работники завода "Кавказкабель" в Кабардино-Балкарии утверждают, что им сначала несколько месяцев не платили (задолженность перед ними составляет 27 миллионов рублей), а теперь выгоняют на улицу, ликвидируя предприятие.
В октябре этого года собрание акционеров кабельной фабрики, расположенной в Прохладном, решило ее ликвидировать. В ноябре Арбитражный суд КБР признал предприятие банкротом.
22 ноября дирекция компании вручила центру занятости города и профсоюзному комитету уведомление об увольнении 652 человек.
Выдали по 1000 рублей
"Мы считаем, что завод привели к банкротству намеренно, - говорится в обращении работников к главе республики Юрию Кокову (есть в распоряжении "Кавказ.Реалии"). - Проблемы у предприятия начались в 2012 году, когда были взяты три кредита в Сбербанке на общую сумму в два миллиарда рублей и выведены в неизвестном направлении".
По их словам, после этого фабрика стала испытывать экономические трудности, денег не хватало даже на производственно-хозяйственную деятельность. "И как следствие – простои, длительные задержки зарплаты, отпускных, огромная текучка кадров", - рассказывают заводчане.
Изначально "Кавказкабель", основанный в 1959 году, был на гособеспечении, но в 2000-х его перекупили бизнесмены, и с тех пор у предприятия начались проблемы. "Мы попали в яму, когда меняются только руководители. Они гребут деньги, набирают кредиты и исчезают, - жалуется сотрудница Елена. - На что эти 2 миллиарда пошли, никто не знает. Элементарно во время работы капает вода с крыши, а станки под током! Укрывали их полиэтиленом".
Она утверждает, что штат не получил зарплату за сентябрь, октябрь и ноябрь 2017 года. "Владельцы понимают, что задержка в два месяца грозит им уголовным делом, поэтому выдали нам по 1000 рублей. А как жить? – недоумевает собеседница "Кавказ.Реалии". - Завод градообразующий, каждая вторая семья имеет к нему отношение, а есть семьи, в которых оба супруга тут трудятся. Людям элементарно нечего есть, они продукты в долг просят".
В феврале 2018 года заканчивается процесс ликвидации, и завод пойдет с молотка. "Мы обращались в прокуратуру, ходили во все инстанции. А официальные СМИ пишут, что все хорошо – производство растет, - горько усмехается она. – Сейчас на работу выходит от силы 10 человек".
Волшебных спичек нет
19 декабря на "Кавказкабель" приехали прокурор Прохладного Казбек Карамурзов, мэр Игорь Тараев, министр промышленности Залим-Гери Губашиев и представители трудовой инспекции. На встрече с коллективом, которую проигнорировал собственник Хабас Кармов, чиновники заверили, что "ни при каких условиях вопрос ликвидации завода не рассматривается".
Однако сотрудники остались недовольны разговором – из-за отсутствия конкретики. "Одни обещания. Прокурор сказал, что раз мы написали заявление, значит, деньги должны выплатить, а когда – неизвестно, - отмахивается участница собрания Валентина. - Мэр сказал, что понимает, как нам тяжело, будет разбираться, но волшебных спичек у него нет".
Как стало известно "Кавказ.Реалии", власти договорились с банком "Капитал" о сохранении рабочих мест и активов предприятия. "Не знаем, как это будет соблюдаться, ведь до этого мы получали извещения об увольнении, - недоумевают жители Прохладного, попросившие не называть их имена. - Кроме того, мы видели, как распродавалось имущество завода и вывозились станки".
Людям пообещали, что деньги начнут выплачивать 22 декабря - около 100 человек даже пригласили в бухгалтерию (предполагалось, что в этот день касса юрлица оскудеет на полтора миллиона рублей).
Но заводчане обещаниям не верят: требуют выдать им деньги за три месяца и вернуть предприятие государству. 25 декабря коллектив проведет еще одно собрание, на котором ожидается депутат Госдумы Ирина Марьяш.
В московском офисе "Кавказкабеля" нам сообщили, что "предприятие находится в процессе банкротства, меняется собственник и будет назначен временный управляющий". "Однако производственные площадки не ликвидируются", - подчеркнули там.
Тем временем прокуратура Кабардино-Балкарии начала проверку в отношении бывшего гендиректора предприятия Александра Патлаенко, которого заподозрила в умышленном банкротстве фабрики.