Во Владикавказе дети с аутизмом могут ходить в обычную школу. Таких счастливчиков – девять. А нуждаются в таком обучении десятки, если не сотни.
Программа инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в Осетии реализуется уже четвертый год подряд. Как и бывает обычно в таких случаях, инициатором появления ресурсного класса выступили родители, чьи дети нуждались в таком обучении. Все пришлось делать своими силами: и оборудовать его специальными зонами, и обучать тьюторов, которые сопровождают детей во время занятий, и доказывать везде необходимость своего проекта.
После того, как в здании школы, где обучались аутисты, появилась Аланская гимназия, родителям пришлось искать возможность для продолжения проекта заново. Им пошли навстречу. И сейчас ресурсный класс есть сразу в двух владикавказских школах. Спасибо спонсорам, благодаря которым удалось его оборудовать. Они предпочитают оставаться неизвестными.
"Мы очень переживали, как все получится, - рассказывает Марина Зафириду, педагог-психолог 27-й владикавказской школы. – Потому что школа абсолютно новая. Сейчас мы можем завязать диалог с детьми. Наши опасения остались позади".
27-ю школу открыли только в новом учебном году. Это одна из старейших школ города, которую закрывали на капитальный ремонт. Сейчас она выглядит с иголочки и ничем не отличается от новостроек. В ней нравится учиться и здоровым детям, и детям с РАС.
В каждом классе начальной школы сейчас учится по двое человек с аутизмом. Больше – нельзя. Их одноклассники с недоумением относятся к детям с особенностями.
"Она на уроке сама с собой разговаривает, - жалуются учителям четвероклассники. – И с нами играть не хочет".
Им объясняют: ваша одноклассница - не такая как все, и вы должны ей помочь. Для того, чтобы дети поняли, что такое аутизм, и не боялись его, в их классах сейчас проходят "уроки доброты". Им показывают мультфильмы и презентации, благодаря которым дети должны понять, что все они на этой планете – разные.
"Самое главное для нас – это не академическая успеваемость, а социализация, - рассказывает Марина. - Как и все дети, наши подопечные успевают в школе по-разному. Ахиллес хорошо говорит по-английски, а на русском ему общаться сложно, Ева любит Мандельштама и очень красиво читает стихи, но ей сложно пересказывать тексты. А Сережа делает невероятные успехи в математике".
В ресурсном классе у каждого ребенка есть свое место. На нем висит расписание на день и специальные карточки, помогающие сосредоточиться. Кроме того, в классе есть сенсорная зона, где тьюторы помогают аутистам снять тревожность.
"Если инклюзивное образование реализуется так, как должно, то от него получают пользу все стороны, - утверждает Марина. – Когда родители узнали, что вместе с их детьми будут учиться дети-аутисты, то многие восприняли это очень настороженно. Это нормальная реакция. Некоторые даже боялись, что это заразно. Но за три года у нас не было ни одного конфликта с родительским сообществом. Родители верят своим детям: если те им рассказывают, что их одноклассники с особенностями, но при этом замечательные, то родители тоже успокаиваются".
Марина говорит: раньше в тех странах, где сейчас высок уровень толерантности, тоже относились к аутистам не так, как сейчас. Для того, чтобы понять и принять людей такими, какие они есть, должно пройти время. И те дети, которые сейчас учатся в одном классе с аутистами, вырастут совершенно с другим уровнем толерантности.
"К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья, рождается все больше и больше, - вздыхает директор 27-й школы Галина Джимиева. – Они должны получать образование, не должны сидеть взаперти. Для меня сейчас все это внове. Я удивлена, что дети хорошо подготовлены, что они сидят на уроках и занимаются, не мешают учителю и одноклассникам. Все совершенно незаметно. Они интегрировались, влились. И мы друг другом довольны. Если бы при каждой школе сделать подобное."
О таком мечтает и Марина. По ее мнению, ресурсный класс необходим как минимум в каждом районе республики. Уже сейчас поступают заявки на набор в ресурсный класс на следующий год. Но пойти навстречу всем не получится. В нынешних условиях школы Владикавказа могут принять только четырех первоклассников с РАС.