Ссылки для упрощенного доступа

Ловушка для евреев. Юг и Северный Кавказ в годы Холокоста


Первый памятник в Змиевской балке на месте массового расстрела евреев в Ростовской области в годы Второй мировой войны. Из архива семьи Юрия Домбровского
Первый памятник в Змиевской балке на месте массового расстрела евреев в Ростовской области в годы Второй мировой войны. Из архива семьи Юрия Домбровского

27 января 1945 года – ровно 80 лет назад – в ходе Второй мировой войны был освобожден концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенцим. По решению Генеральной ассамблеи ООН, каждый год в этот день по всему миру вспоминают убитых во время Холокоста. Его жертвами стали более 6 млн евреев, из них около 2 млн человек погибли на территории бывшего СССР, а десятки тысяч – на юге России и Северном Кавказе.

До 1990-х годов реконструировать историю Холокоста в России было практически невозможно, его жертв записывали в общее число жертв фашизма. Но если кого-то убивали за сопротивление и неподчинение нацистам, то евреев убивали исключительно за происхождение.

Согласно данным российской исследовательницы Елены Войтенко, жертвами Холокоста на юге стали не менее 67,5 тысячи человек, или 56% всех убитых евреев на территории России. Подавляющее большинство (91,2%) было уничтожено на территории Ставропольского и Краснодарского краев, а также в Ростовской области.

Уничтожение евреев на юге России началось в октябре 1941 года, на Северном Кавказе – c лета 1942 года. Этим занимались многие подразделения, но чаще всего были задействованы формирования СС при содействии местной полиции и зондеркоманда Einsatzgruppe D – специальный отряд Айнзацгруппы полиции безопасности, военизированный эскадрон смерти нацистской Германии.

Юг и Северный Кавказ оказались "ловушкой" для евреев, которые пытались покинуть оккупированные страны

Евреи стали первыми жертвами в оккупированной немецкими войсками Ростовской области. Позже этой участи подверглись и евреи Ставрополья, Кубани и Кабардино-Балкарии. Речь идет не только о евреях, которые жили в этой части России последнее столетие, существенная часть убитых были беженцами, которые покинули уже оккупированные к тому времени страны – современную Прибалтику, Украину и Беларусь.

О том, с каким трудом евреям удавалось въехать на территорию современной России в попытке спастись от нацистов, сайту Кавказ.Реалии рассказал сын свидетеля тех событий Роман Каплан. Во время Холокоста он был ребенком. Сейчас Каплан проживает в Израиле.

В 1941 году мы еще не знали, что происходило с евреями на территории Третьего рейха. Кое-что доносилось через сбежавших, которые пытались найти убежище на территории, поглощенной Советским Союзом. Однако, живя в странах Балтии, которая уже стала частью СССР, наши родители даже при желании не могли переехать в более безопасное место, вглубь новой для них страны. Власти строго регулировали перемещение, они бы не позволили евреям массово покинуть литовскую территорию.

Уже когда началась война и жители крупных городов, где были железные дороги, пытались бежать, Красная армия заблокировала границу между Литвой и Россией. То же самое происходило и в Латвии. В одном из таких заблокированных поездов был мой отец, который вместе со своей сестрой пытался выехать из Каунаса. И вы знаете, что их спасло? Немецкая авиация начала бомбить эту железнодорожную станцию на границе, и войска просто разбежались. Поездные бригады решили двигаться вглубь России на свой страх и риск. Они доехали до Средней Азии, до Узбекистана, так как нигде по дороге не давали высадиться. Но и здесь в первое время эвакуированных буквально обрекали на голодную смерть.

Отец, будучи медиком, подал заявление с просьбой отправить его на фронт. Но советская власть не доверяла евреям, прибывшим из Литвы. Чуть позже этот запрет отменили, отец стал военным врачом Красной армии.

О том, что происходило в Литве под оккупацией фашистской Германии после отъезда нашей семьи, мы узнали уже после войны. Все, кто жил в маленьких городках в Литве, стали жертвами Холокоста. У них не было возможности эвакуироваться. Большая часть евреев на территории Литвы погибла не столько от рук немцев, сколько от рук местных полицаев. Особенно в мелких городах, к примеру, где жили мои дедушка и бабушка, – там немцев вообще никто толком и не видел ни разу.

Были, конечно, и чудесные спасения, но, к сожалению, единичные. К примеру, мать моей жены с ее бабушкой были в гетто в Каунасе. Им удалось бежать, их приютил и спрятал до конца войны литовский ксендз (католический священнослужитель. – Прим.). Советская власть после войны странным образом отплатила ему за помощь в спасении евреев: его сослали в Сибирь, он смог вернуться буквально перед своей смертью в 1960-х годах.

Изучающий Холокост историк Илья Альтман отмечал, что юг и Северный Кавказ оказались ловушкой для евреев, которые пытались покинуть оккупированные страны. Именно здесь сконцентрировалось наибольшее количество беженцев на 1942 год. К этому времени еврейское население уже знало о преступлениях нацистов, у них не было никаких иллюзий относительно своей судьбы. Также в этом регионе России не создавали гетто, как в Восточной Европе, так как у действующих здесь зондеркоманд было право на месте принимать решения о расстрелах.

Ростовская область: самое массовое уничтожение евреев

Таганрог стал первым городом северокавказского региона (географически Ростовская область считается частью Северного Кавказа, в административно-политическом – это юг России), который был занят войсками генерал-полковника фон Эвальда Клейста 17 октября 1941 года. Две недели спустя здесь началась операция по выявлению еврейского населения.

По уже сложившейся схеме якобы для "переселения в другую местность" на сборном пункте собрали около 1500 человек. Им приказали взять с собой все самое ценное, а затем свезли в урочище Петрушинская балка на окраине города. Там людей заставляли раздеваться, а затем расстреливали.

Расстрелы, начатые 26 октября, продолжались 10 дней. За все время оккупации Таганрога фашистами было убито до 7 тысяч человек (по другим данным, порядка 10 тысяч человек), в том числе до полутора тысячи детей. Петрушевская балка стала первым массовым расстрелом евреев на российской части территории СССР.

Буквально за сутки до освобождения города от немцев 28 ноября 1941 года в районе Нахичевани (сегодня часть Ростова-на-Дону) была расстреляна группа из 30 евреев.

Летом 1942 года Ростов снова попал под оккупацию – карательные действия против еврейского населения действуют здесь до января 1943 года. В них участвуют подразделения СД, СС, вермахта, полевой жандармерии, местной полиции и отряд Айнзацгруппы.

Из разговоров взрослых узнала, что всех, всю колонну людей и детей тоже, расстреляли

Летом 1942 года нацисты убили, в том числе с помощью мобильных газовых машин, от 27 до 30 тысяч жителей Ростова, в основном евреев. Все проходило по отработанному сценарию: был опубликован приказ, предписывающий еврейскому населению Ростова явиться на сборные пункты для "переселения". Оттуда людей группами по 200–300 человек перевозили или сопровождали пешком к месту казни в районе Змиевской балки, где первыми жертвами стали советские военнопленные, которые и вырыли большие рвы для захоронения.

Во время казни детей отделяли от родителей, женщин – от мужчин. Детей травили ядом, они падали на глазах своих матерей, взрослых сбрасывали в ямы и расстреливали из пулеметов. Змиевская балка – самое крупное в современной России место захоронения жертв Холокоста.

В городе Шахты за семь месяцев оккупации было истреблено почти все еврейское население. В общей сложности, жертвами нацистов в городе стали 13 854 человека, часть из них (3,5 тысячи человек) сбросили в шахту им. Красина. Сколько из них было именно евреев, до сих пор определить трудно – некоторые исследователи склонны считать, что речь идет о 100 семьях еврейского происхождения.

Всего же в Ростовской области, по официальным советским документам, было уничтожено от 19 000 до 26 800 евреев в 24 населенных пунктах. Это далеко не все места убийства евреев в регионе.

Кубань: убегая от смерти

В течение 1941 года на Кубань переселилось порядка 200 тысяч человек из оккупированных частей Советского Союза.

В январе 2021 года следственное управление СК РФ по Краснодарскому краю возбудило уголовное дело по факту массовых расстрелов мирных жителей в годы Второй мировой войны. В частности, в документах идет речь об убийстве 13 тысяч человек в Краснодаре, не менее 7 тысяч в Новороссийске, около 6,7 тысячи в Армавире, более 2 тысяч в станице Лабинской и более тысячи человек в Темрюке. Сколько среди них евреев, точно неизвестно из-за отсутствия подтверждающих документов.

Расстрелы на Кубани проходили тем же образом, что и на Дону. 21 августа 1942 года оккупационные власти приказали евреям собраться для временного переселения в северную часть города. К месту сбора подгоняли машины и увозили в ближайшую рощу, где людей расстреливали два дня подряд. Одновременно были уничтожены все караимы, неудачно переселившиеся два десятка лет назад на Кубань из Крыма.

Существуют доказательства уничтожения евреев в станице Новощербиновской в сентябре 1942 года. Тогда были расстреляны 202 человека, среди них были дети.

Трагической оказалась судьба другого кубанского многонационального села Джигинка, где в том числе проживали и немцы, переселенные после завоевания Кавказа в 1868 году. Еврейские беженцы, спасающиеся от вторжения немцев в Украину, были застигнуты врасплох в этом немецком селе. Общее число убитых здесь составляет от 78 до 81 человек, из них 38 детей.

В станице Лабинской 400 евреев сначала отправили в тюрьму, спустя неделю избиений они были расстреляны. В Тихорецке 316 евреев расстреляли в подвале местного полицейского участка. Только три человека смогли сбежать. Несколько сотен эвакуированных евреев были расстреляли в городе Ейске. В Адыгее было убито 200 евреев.

Всего на территории Краснодарского края погибло около 20,5 тысячи евреев.

Ставрополье: геноцид в курортной зоне

В начале 2023 года Ставропольский краевой суд признал преступления немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом советского народа. Суд подтвердил, что с августа 1942 года по январь 1943 года на территории края немецкие оккупационные власти убили более 28 тысяч мирных жителей.

Под оккупацию фашистскими войсками Ставропольский край попал 2 августа 1942 года. Для базирования зондеркоманд был выбран Пятигорск – именно отсюда направлялись команды для расстрела евреев в Ставрополе, Минеральных Водах и в других городах.

Работающая доктором в Израиле Ольга (она пожелала скрыть свою фамилию) со слов своей бабушки Марии Шепелевой рассказала сайту Кавказ.Реалии о Холокосте в Ставропольском крае глазами 10-летнего ребенка:

– Бабушка не любила вспоминать годы оккупации, говорила, что жилось всем трудно, голодно. Ее отец и два старших брата были на фронте, а в Ставрополь ее эвакуировали с мамой и с младшим братом Ваней, которому было чуть больше трех лет. Брат тяжело заболел и даже уже не плакал – такой был слабый. Маме все говорили, что Ваня не жилец. Но выжил, а вылечил его старенький доктор, из тех, кто тоже был эвакуирован. "У него была большая семья и к нам он приходил с внучкой Софой, моей ровесницей, с которой мы подружились", – говорила бабушка.

Последний раз доктора бабушка, по ее словам, видела, когда его и еще большое количество людей, вели под охраной немецких солдат по улице. Она рассказывала, что в этой толпе было много женщин с детьми, стариков. Женщины плакали.

"Среди них я увидела знакомого доктора и Софу с ним рядом. Я хотела закричать, позвать Софу, но мама сказала: "Не смей!" и прижала меня к себе так, что я уже ничего не видела. Потом из разговоров взрослых узнала, что всех, всю колонну людей и детей тоже, расстреляли", – рассказывала бабушка, когда мне было 15 лет.

В Кисловодск немцы вошли 14 августа 1942 года, уже через день евреям было предложено сдать ценности. 18 августа была объявлена обязательная регистрация еврейского населения. 7 сентября на улицах города появился приказ о сборе всех евреев "с целью заселения малонаселенных районов Украины". О том, что происходило позже, писал Алексей Толстой в газете "Правда". 9 сентября около 1,8 тысячи евреев явились на Кисловодскую железнодорожную станцию и на 484-м км (сразу после Минвод), всем приказали раздеться и повели ко рву, где расстреляли.

Жертвами этой операции стало около 2 тысяч евреев, не только жителей Кисловодска, но и беженцев, а также евреев, которых привозили сюда со всех городов Минераловодской курортной группы: Пятигорска, Кисловодска, Минвод, Ессентуков, Железноводска.

Всего на территории Ставропольского края было уничтожено 31 645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19,7 тысячи человек – жертвы Холокоста. Основные карательные акции прошли в августе-сентябре 1942 года, тогда убили более 18 тысяч евреев.

Горские евреи

В столице Кабардино-Балкарии Нальчике были убиты в начале ноября 1942 года несколько десятков европейских евреев и десять – горских (предположительно как советских активистов). Вероятно, некоторое исключение к горским евреям связано с личным приказом фельдмаршала фон Клейста, в котором их объявили кавказским племенем, что отменяло попадание в расстрельные списки. Имеет право на существование и другая версия, по которой местной городской еврейской общине удалось выжить: доказать оккупационным властям, что они не евреи, а таты.

В 1945 году в Нальчике издали книгу "Зверства немецких оккупантов в Кабарде", где на основе свидетельств выживших приводились факты о расправе над жителями города и республики в период оккупации. К примеру, в 1943 году местная газета "Кабардинская правда" писала, что в противотанковом рву на подступах к городу Нальчик были обнаружены останки более 600 расстрелянных людей. Фамилии опознанных не оставляли сомнений касательно факта, что здесь нашли свою смерть и задержанные евреи Нальчика и близлежащих сел.

Школа для детей горских евреев
Школа для детей горских евреев

В Северной Осетии горским евреям не повезло так, как в соседней Кабардино-Балкарии. В окрестностях Моздока (в колхозах имени Менжинского и Кагановича) было расстреляно в августе 1942 года около 1000 человек – 200 семей горских евреев, татов.

В селе Богдановка под Моздоком 20 сентября 1942 года всех евреев согнали в деревенский клуб, затем вывели и расстреляли мужчин, предварительно заставив вырыть ямы. Через несколько часов были убиты женщины и дети. Всего здесь погибли 470 человек. В поселке Менжинск 19 октября были расстреляны 40 еврейских семей – свыше 130 человек. Всего по республике было уничтожено около 3 тысяч евреев.

Можно предположить, что в случае совместного проживания ашкенази и горских евреев нацисты всех приравнивали к евреям. Приказ Клейста мог быть применим к тем горским евреям, что жили компактно в своих селах – аулах.

Со слов эксперта Юрия Радченко, горские евреи чаще всего спасались именно из-за того, что за них выступали влиятельные люди из местной мусульманской общины.

Другой точкой юга России, где были расстреляны евреи, была Калмыкия. Здесь с 1 сентября 1942 года действовала оперативная команда "Астрахань". От всех евреев здесь потребовали зарегистрироваться, после чего их собрали в доме №8 по улице Розы Люксембург, где продержали взаперти в течение 10 дней. Через два дня под предлогом вывоза для работ на территорию Украины их погрузили в машины и отправили на городскую свалку, где были приготовлены ямы. Позже в них обнаружили трупы 620 человек, включая 45 детей. Расстрел был произведен 9 сентября 1942 года.

Всего по Калмыкии за четыре с лишним месяца оккупации были расстреляны порядка 3 тысяч человек. Сколько из них было евреев, трудно определить, так как списки зарегистрированных были уничтожены.

По данным историка Ильи Альтмана, жертвами Холокоста на всей территории России в ее современных границах стали более 120 тысяч евреев.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG