Последний приезд в Кабардино-Балкарию и Адыгею черкесов из Кавказской федерации Хасэ (КАФФЕД) мало освещался средствами массовой информации. Инцидент на российской границе, в ходе которого членам делегации пришлось пересесть в другие автобусы, остался практически незамеченным. Лишь в Адыгее все было иначе.
Как рассказал "Кавказ.Реалии" представитель "Адыгэ Хасэ" турецкой Рихании Щамис Хатко, они изначально не собирались скрывать свой визит, но их приезд, как будто специально проигнорировали.
Это, вероятно, объясняется натянутыми отношениями КАФФЕДа и Международной черкесской ассоциации (МЧА).
В 2017-м делегация впервые приехала в Кабардино-Балкарию и Адыгею, программу пребывания на родине составляла МЧА.
"В этом году мы все сделали без участия МЧА. Замолчать наш визит решили в ответ на наше стремление к самостоятельности", – уверен активист.
Хатко утверждает, что они отодвинули МЧА от организации поездки, поскольку ассоциация якобы стала приписывать заслугу их приезда себе.
Сейчас КАФФЕД заморозила свои отношения с МЧА, так как в сентябре 2016-го президент МЧА Ашар Асланкая объявлен российскими спецслужбами невъездным – до 2020 года. Члены КАФФЕДа считают, что этому поспособствовал глава МЧА Хаути Сохроков.
"Поэтому мы не могли допустить вмешательства МЧА в организацию нашего приезда", – объясняет собеседник "Кавказ.Реалии".
При этом Хатко признает, что как только делегация разместилась в одном из санаториев Нальчика, Хаути Сохроков приехал к ним, чтобы поприветствовать и посочувствовать, что их автобусы не были пропущены. Он выразил готовность предоставить транспорт для дальних поездок.
Хатко не особенно переживает из-за инцидента на границе, поскольку ситуация, наоборот, вселила надежду, что "мы услышаны и поняты".
В 2016-м делегацию на границе развернули без объяснения причин. В этом же году, несмотря на то, что пришлось пересесть в другие автобусы, пограничники вели себя корректно. Сотрудники погранпоста опросили некоторых членов делегации. В основном тех, кто приехал не в первый раз.
Их спросили, зачем они приезжают в Россию. Члены делегации ответили: "Мы – черкесы, наша родина здесь. Мы хотим вернуться на родину".
У них уточнили, будут ли они жить в России, если им дадут гражданство. Участники поездки с готовностью закивали: "Разумеется! Мы хотим, чтобы нас приняли на родине как соотечественников".
"Мне кажется, пограничники убедились в том, что помыслы наши чисты", – считает активист.