Сейчас в республике, традиционно исповедующей ислам, действуют уже три католических прихода: в самом Нальчике, в Прохладном и в селе Благовещенка. Нальчикская паства состоит из 20-30 семей, постоянных прихожан в Благовещенке - 10-20 семей. Первый же католический приход Кабардино-Балкарии в Прохладном сегодня самый маленький, в него на воскресные святые мессы приходят только 7-10 семей, две из которых - беженцы из Чечни.
Большая часть прихожан этнические поляки, немцы и литовцы.
Каждый год появляются новые люди, которые в поисках истины, веры, бога приходят к нам.
По словам отца Карла-Эммануэля, в основном их прихожане имеют католические корни, однако «каждый год появляются новые люди, которые в поисках истины, веры, бога приходят к нам».
Опекают паству иностранцы, ведь путь к рукоположению у католиков долгий - в единственной в России католической семинарии сегодня нет мужчин с Кавказа. Сейчас в Нальчике служат братья из ордена Святого Иоанна - отец Карл-Эммануэль и отец Лоран. Им помогают сестры милосердия матери Терезы Францелин, Прим Роуз, Джуд Терез и Бибиана. Все из разных стран. Отцы ведут мессы на русском языке и читают проповеди. За много лет русский язык стал для них почти родным.
Кавказ - это не совсем то же самое, что и Россия.
Отец Карл-Эммануэль, по собственному признанию, изначально мечтал служить в России, но не знал, что «Кавказ - это не совсем то же самое, что и Россия», ведь «и погода, и культура в некоторой степени отличаются». «Но мне тут очень нравится», - поспешно добавляет он.
В Благовещенке католики появились в 1916 году, когда туда переселили поляков из соседней Ингушетии. С первого взгляда трудно сказать, что село относится к Кабардино-Балкарии: большая часть его жителей – веснушчатые блондины. В Благовещенке много детей, которые бывают в храме регулярно.
Идея открыть детский центр пришла предшественнику Карла-Эммануэля отцу Кону Дохерти, который в 2003 году обратил внимание на внушительное число маленьких прихожан.
Сегодня детский центр работает три раза в неделю. Малыши здесь делают домашние задания, занимаются рукоделием, рисованием и играют.
По словам собеседника «Кавказ.Реалии», служители храма стараются потчевать деток чем-нибудь полезным и вкусным. В среднем клуб посещают 20-25 детей в возрасте от 3 до 15 лет, не считая молодежи, которая помогает за ними присматривать.
Верховая езда – «фишка» прихода. Оба священника обожают верховую езду, к их хобби пристрастились все сельские дети.
Верховая езда – «фишка» прихода. Оба священника обожают верховую езду, к их хобби пристрастились все сельские дети. Одних лошадей купили на пожертвования, других подарили меценаты и т.д. При этом все скакуны чистокровной кабардинской породы. Альпинизм (другое хобби отцов) также стал популярен среди кабардинской молодежи.
На воскресных мессах можно встретить людей самого разного возраста. Это и старушки, переговаривающиеся на польском, и совсем крохи, которые могут ходить под стол пешком. Ирина из Прохладного – представитель той самой семьи, которая вынуждена была бежать когда-то из Чечни. Она и ее сыновья – христиане.
Знакомые, говорит женщина, спокойно реагируют, узнав, что она из католического прихода.
«Их естественная реакция – интерес, - рассказывает собеседница «Кавказ.Реалии». - Часто спрашивают о различиях между православием и католичеством, о традициях и праздниках, с удовольствием приходят в храм на Пасху и Рождество».
Ирина не видит разницы между жизнью католика на Западе и в Кабардино-Балкарии.
Ирина не видит разницы между жизнью католика на Западе и в Кабардино-Балкарии: «Жить среди равнодушных людей всегда тяжело, поэтому нет разницы, католик ты или нет, когда вокруг бездушие».
Официальные связи с муфтиатом Кабардино-Балкарской республики у католиков не налажены. Однако никаких недоразумений, уверяет отец Карл-Эммануэль, не возникало.
Зато тесны связи со всеми другими католическими приходами. На Северном Кавказе общины католиков есть еще в православных Северной Осетии и в Ставропольском крае. Все эти приходы объединены в один деканат, который подчиняется епархии, центр которой находится в Саратове.