Компания из Ингушетии проложила новый водопровод на нескольких улицах оккупированного Россией украинского Молочанска. Несмотря на то что республика остается одним из беднейших дотационных регионов, Магас регулярно отчитывается о помощи "подшефным" оккупированным районам Запорожья. "Кураторство" закреплено и за другими республиками Северного Кавказа, на протяжении последних лет стабильно занимающих последние места рейтингов экономического развития. Главы регионов вынуждены выслуживаться перед Кремлем даже в ущерб собственным жителям, отмечают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
Молочанск – город с шестью тысячами жителей, он остается под российской оккупацией с февраля 2022 года. О строительстве в нем водопровода на деньги из Ингушетии 18 ноября сообщило госагентство "Интерфакс". Общая протяженность водопроводной линии составила 2,4 километра.
Власти республики периодически рапортуют о помощи этому населенному пункту. Так, глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов заявлял об отправке в школы 8 тысяч учебников, администрации Молочанска ингушские чиновники подарили ноутбук, а коммунальщики из республики приехали в Запорожскую область, чтобы разместить российскую символику на захваченных территориях.
Практика, когда регион вовлечен в восстановление разрушенной инфраструктуры оккупированных территорий, остается неформальной, но широко распространенной, обращает внимание руководитель антикоррупционной некоммерческой организации "Transparency International – Россия" Илья Шуманов. По его словам, одна из ее задач – солидаризация "старых" территорий с теми, которые были захвачены.
"Отказаться от "шефства" невозможно. Вряд ли оно учитывается при оценке эффективности работы губернатора, но тем не менее остается значимой нагрузкой. Как правило, речь идет не о прямой финансовой помощи, а направлении рабочих и техники коммунальных предприятий, которые должны изыскивать собственные ресурсы", – указывает эксперт.
Шуманов уточняет, что власти субъекта могут "добровольно-принудительно" привлекать для такой помощи местный бизнес напрямую, через пожертвования в различные фонды или через госзаказы.
"Обычный колониализм"
"Шефством" Ингушетии над Токмакским районом взаимодействие Северного Кавказа с оккупированной территорией Украины не ограничивается. Практика, когда властям регионов предлагается поучаствовать в восстановлении разрушенных в результате войны России против Украины районов, распространяется и на другие республики. Отправку людей и денег туда власти регионов называют помощью, не указывая при этом, что инфраструктура была разрушена из-за действий российской армии.
Это классический пример колониальной эксплуатации
Так, за Северной Осетией был "закреплен" Черниговский район Запорожской области. Власти региона отчитывались о помощи с отопительным сезоном, отправке школьных учебников, передаче передвижного медицинского комплекса и отправке бригады врачей, а также заявляли о восстановлении нескольких школ.
О подобной "шефской помощи" оккупированным территориям Запорожья также отчитывались и чиновники в Дагестане. А глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков приезжал в "распределенные" его республике муниципалитеты контролируемых российской армией частей Херсонской области. Как и от других республик, помощь заключалась в восстановлении коммунальной инфраструктуры и ремонте социальных объектов. Соглашение о сотрудничестве с одним из районов так называемой "ЛНР" также подписывала Карачаево-Черкесия.
Единственной северокавказской республикой, отвечающей не за небольшой муниципалитет, а крупный город, оказалась Чечня. Подразделения кадыровцев участвовали в захвате украинского Мариуполя, а после оккупации сразу же взяли над ним "шефство" и стали переводить на своих ставленников крупные промышленные активы, прежде всего в области металлургии.
Ситуация, в которой дотационная Ингушетия вынуждена "шефствовать" над оккупированными территориями Украины, – это классический пример колониальной эксплуатации, комментируют эти новости в "Комитете ингушской независимости": "Кремль воспринимает регионы, особенно беднейшие, как ресурс – финансовый и людской. В то время как в самой Ингушетии десятки сел остаются без воды, а школы требуют ремонта, республика строит водопроводы в Запорожской области и дарит ноутбуки местным администрациям. Это не помощь, а вынужденная дань".
Колонии всегда служат метрополии, даже в ущерб собственным интересам, проводит параллель представитель Комитета, попросивший об анонимности: "Любое недовольство в таких условиях моментально клеймится как "сепаратизм", что делает его опасным для жизни и свободы. Кремль лишь повторяет путь всех империй: бесконечно требовать от регионов "благодарности", оставляя их самих ни с чем".
Коммунальные аварии на Северном Кавказе регулярно попадают в новости. Около половины канализационных сетей Дагестана изношены, в Северной Осетии этот показатель превышает 60%, Ингушетия вошла в топ регионов по частоте аварий водопровода и канализации, Кабардино-Балкария заняла восьмое место по числу аварий на теплосетях, пишет "Газета.ру" со ссылкой на Росстат.
Наличие проблем в сфере ЖКХ признают и сами власти. Выступая в Совете Федерации в 2021 году, глава Дагестана Сергей Меликов заявил, что условия жизни значительной части населения "не отвечают минимальным запросам цивилизации". За прошедшие три года кардинальных перемен в коммунальной сфере республики не произошло. Его коллега Калиматов в прошлом году назвал самой большой проблемой республики высокий – почти 80% – износ водопроводных сетей. Превышает эту цифру аварийность труб в Северной Осетии.
Проблемы с отключениями света, газа и воды периодически приводят к протестам – митингам жителей и даже перекрытию дорог, прежде всего, в Дагестане.
"Никто не будет обсуждать открыто"
На регионы повесили нагрузку в виде "помощи новым территориям", забыв, что многие их "старых" остро нуждаются в замене аварийных сетей, комментирует экономист и член совета фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков: "Действуют по принципу – все скинулись, и мы должны. Есть, конечно, и те субъекты, где денег некуда девать и в очередной раз тротуарную плитку меняют, но ситуация во многих республиках Северного Кавказа действительно плачевная".
Все комментарии, связанные с действиями российской армии, могут быть использованы для репрессий
Говоря о том, как сталкивающиеся с коммунальными и экономическими проблемами жители Северной Осетии реагируют на "шефскую" помощь оккупированным территориям, североосетинский журналист и общественник Руслан Тотров подчеркнул: провести реальный опрос в любом российском регионе в условиях полномасштабной войны и репрессий просто невозможно.
"Народ морально задавлен, запуган, никто не хочет выражать даже косвенно реальное отношение к происходящему, опасаясь последствий. Очевидно, что многие в республике задаются вопросом: для чего нужна "шефская" помощь Запорожью, если наш регион является депрессивным, дотационным и стабильно занимает последние места во всевозможных рейтингах?" – рассуждает эксперт.
Вместе с тем Тотров признает, что лидеры общественного мнения не будут открыто обсуждать этот вопрос: "Все комментарии, связанные с действиями российской армии, могут быть использованы для репрессий против говорящего".
- В октябре Ингушетия заняла последнее место рейтинга по материальному благополучию жителей: регион набрал около двух баллов из 100 возможных. Также в последнюю десятку вошли Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Чечня, Кабардино-Балкария, Дагестан, Ставрополье и Северная Осетия.
- Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Калмыкия оказались в последней десятке российских регионов в итоговом рейтинге за 2023 год – исследование проводили на основании ключевых экономических и социальных показателей.
Форум