Кланы Кабардино-Балкарии родились в далеком 1992 году – в день срочной эвакуации Валерия Кокова, спасавшегося от разъяренной толпы, которая вышла на улицы Нальчика.
Люди были возмущены тем, что он отказался поддержать Абхазию в войне против Грузии. После этого начался бессрочный митинг, от которого значительно пострадала нервная система политика.
Заклятые друзья
Столкнувшись с народным недовольством, Коков, который 30 марта 1990 года был на безальтернативной основе избран председателем Верховного Совета Кабардино-Балкарии, собрал вокруг себя людей, мало связанных между собой и даже откровенно недолюбливающих друг друга. Таким образом, сформировалась команда с лютой конкуренцией.
Чего стоят, например, бывший глава КБР Арсен Каноков и нынешний Юрий Коков, который являются выходцами как раз из той самой дружины.
Доверенным лицом Кокова Каноков стал еще в 1987 году. Тогда он зарегистрировал на базе плодоовощного предприятия торгово-закупочный кооператив "Кодекс". В 1991-м открыл холдинг "Синдика", в который, по некоторой информации, инвестиции вводились под личные гарантии Юрия Кокова.
Чуть позже Каноков организовал свой клан, в который, помимо самих Каноковых, вошли родственники его матери - Жамборовы и родственники зятя - Тлехуговы.
Казалось бы, политику удалось создать достаточно мощную родственную силу, которая, как считалось, не могла дать трещины. Однако в 2012 году конкурирующий клан установил прослушку номеров руководителя администрации Кабардино-Балкарии Владимира Жамборова и его брата - замминистра госимущества Руслана Жамборова. И у следователей появилась пленка с переговорами чиновников, которые обсуждали незаконную приватизацию.
Какой клан так насолил Канокову, осталось загадкой. Чиновника хотели сместить как сын бывшего главы КБР Казбек Коков, так и на тот момент начальник центра "Э" Юрий Коков. У обоих, очевидно, был выход на силовиков.
Как бы то ни было, после коррупционного скандала оба Коковых пошли на повышение: Казбек в апреле 2013 года стал советником регионального блока управления президента по внутренней политике, а Юрий возглавил республику.
Выбери меня
Сейчас все три клана жестко между собой конкурируют. В Кабардино-Балкарию с проверками зачастили федеральные силовики, в прессе муссируются слухи об отставке Юрия Кокова.
На этом фоне усилил агитационную работу среди населения Арсен Каноков, который почувствовал, что может вернуться во власть. Его представители ведут переговоры с рядом влиятельных фигур - просят поддержать кандидатуру основателя холдинга "Синдика".
В затылок ему дышит Казбек Коков, которого, впрочем, поддерживает не так много представителей местной элиты - лишь директор филиала Краснодарского университета МВД в Нальчике Заурби Шхагапсоев и председатель Госкомтранса Арсен Кудаев.
Отметим, что клан Юрия Кокова не подпускает к себе посторонних. Он опирается в основном на балкарцев - директора курорта Эльбрус Хису Беккаева, сенатора Мухарби Ульбашева и главу Эльбрусского района Каншаубия Залиханова.
Значительное влияние на политические процессы оказывают и бывшие водочные короли. Среди них, например, экс-депутат Госдумы Анатолий Бифов, который с 1999-го по 2003-й владел винно-водочным заводом "Альянс".
В 2016 году Москва фактически ликвидировала алкогольное производство в Кабардино-Балкарии из-за налоговых задолженностей. Водочникам пришлось переключиться на сельское хозяйство.
Однако самой мощной силой в регионе сегодня можно назвать руководителей десяти районов республики и мэров трех городов - Нальчика, Баксана, Прохладного. Чиновники занимают свои посты еще со времен Валерия Кокова. И именно за их расположение борются претенденты на пост главы КБР.