Какую информацию о Северном и Южном Кавказе можно найти в государственных архивах Германии? Как историки изучали становление независимости Грузии и при чем тут помощь из Европы? Ответы на эти и другие вопросы – в новом выпуске подкаста "Хроника Кавказа".
Историк Майрбек Вачагаев беседует с докторантом Технологического института Карлсруэ Георгием Астамадзе о том, чем могут быть интересны германские архивы в контексте Первой мировой войны и становления республик Южного Кавказа.
– Уважаемый Георгий, как получилось, что вы занялись немецкими архивами? С чего все началось?
– Я переехал в Германию в 2010 году, в 2015 году начинал работать над диссертацией по Первой мировой войне и становлению независимой Грузии. В Европе отдельные историки занимались этой темой, но они не бывали в грузинских архивах – на этом фоне у меня появилось преимущество. В целом меня интересует и XIX век, и не только Грузия, но и Северный Кавказ в контексте российско-черкесской войны (до 1864 года). Я работаю по этим темам более чем в десяти архивах в различных частях страны.
– Что собой представляют немецкие архивы?
– Эти архивы комплексные, в отличие от английских и французских. Здесь не было имперской истории до 1871 года. Единой Германии не было в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. В первой половине XIX веке на этой территории было все еще около сорока королевств и герцогств. У них есть как региональные архивы, так и отдельные архивы министерств иностранных дел того или иного бывшего королевства, герцогства и так далее. В них можно найти достаточно интересную информацию по Кавказу, в том числе и по Северному.
С 1871 года в Германии появился централизованный архив – главный из них относится к министерству иностранных дел страны. Кроме мидовского, мы имеем дело еще и с Федеральным архивом (Бундесархив). Он распределен в трех городах – в Берлине, где можно найти документы с 1871 года до сегодняшнего дня. Там, например, есть информация о Второй мировой войне: если кто-то ищет человека, который работал в немецком СС, то можно туда отправить запрос с указанием имени и фамилии.
Второе отделение Федерального архива находится в Кобленце, там располагается и администрация всех архивов страны, есть и кинофотоархив.
Третье и очень важное – это военный архив Германии, он находится во Фрайбурге, в южной части страны. Здесь можно найти информацию с 1871 до 1945 года. В том числе и по Второй мировой войне, данные конкретно о немецких частях, которые воевали на Кавказе.
Не стоит пренебрегать и региональными архивами бывших маленьких немецких государств. Все они по большей части так и остались в том или ином ленде (земле. – Прим. ред.). Если человек занимается историей Кавказа до первой половины XIX века, периодом имама Шамиля и так далее, то лучше искать не в федеральных архивах, а в региональных. Например, в архиве Пруссии, который тоже находится в Берлине – в нем можно найти документы начиная со Средневековья, в том числе есть и информация с конца XVIII века по Кавказу. Там хранятся документы посольства Пруссии в Петербурге и в Константинополе, есть рапорты и отчеты по Кавказу.
– То есть в Германии нет централизованных архивов?
– Есть особенность – если ученый работает над темой по первой половине XIX века, лучше искать документы в архивах всех немецких бывших королевств и герцогств, у которых были свои консульства и посольства в России или в Константинополе. В поисках материалов по Кавказу мне приходилось работать в архивах в Штутгарте, Карлсруэ, Дрездене и в других городах.
Другая особенность – все рапорты из России или Константинополя поступали в немецкие королевства и герцогства на французском языке.
– Я думал, что исследователю надо знать "старонемецкий", чтобы ориентироваться в архивах.
– До 1871 года официальная переписка по дипломатической линии шла на французском. Только из посольства Пруссии в Санкт-Петербурге мы имеем 79 томов с 1807 по 1871 год. И еще есть свыше 70 томов из Константинополя. И это только из Пруссии! А есть еще архивы Саксонии, Вюртемберга и других.
– Первая мировая война и события на Кавказе – что для вас в этом историческом отрезке стало самым интересным?
– Это самый важный период для народов Кавказа. Впервые в истории созданы независимые государства на Южном Кавказе, также был шанс на появление такого государства и на Северном Кавказе. До 26 мая 1918 года Грузии в форме, в которой она сейчас существует, никогда не было. Раньше были маленькие царства в Восточной Грузии, потом в Западной Грузии. 1918 год стал ключевым, потому что в этот период произошел развал Российской империи. Меня больше всего интересовал этот временной промежуток, а также закулисные истории, как немцы пытались организовать восстание против Санкт-Петербурга в Грузии и на Южном Кавказе в целом.
– Немцы в период Первой мировой войны пытались организовать восстание на Кавказе?
– Да. Но это началось еще до Первой мировой. Стоит иметь в виду, что немецкое консульство существовало в Тбилиси с 50-х годов XIX века. Вначале это была компания "Сименс" (Siemens), они пришли туда как промышленники, но остались, укрепив свои позиции. Потом они получили этот де-юре пост от кайзера – так с 80–90-х годов XIX века начинается расширение интересов германской империи на Кавказе. Они контролировали большую часть экономики. Все это привело к тому, что в начале XX века там работала сеть разведчиков, были связи с националистическими силами Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа.
После начала Первой мировой войны информации о Кавказе и о Грузии в архивах становится больше и больше. Отдельные папки называются "Восстание против наших врагов". И до 1914 года были идеи расчленить Российскую империю на юге и на западе – от Балтийского моря и на юге до Кавказа, где были, по их мнению, сильные националистические тенденции среди населения: в Финляндии, Польше, Украине, Грузии, Азербайджане и на Северном Кавказе. Например, министерство иностранных дел создало специальный отдел, который должен был заниматься этими темами, чтобы побудить какие-то нации восстать против России, Великобритании и Франции. В отношении последних двух стран эти планы не увенчались успехом, а вот против России сработали. Немцы создали комитеты – грузинский, финский и прочие. Их финансировали и помогали оружием. Например, в 1917 году немецкие подводные лодки привезли оружие на грузинское побережье Черного моря. Но тогда это не привело к восстанию.
После большевистской революции в России в Грузии все силы были готовы к провозглашению независимости страны. Это видно, потому что в немецких архивах с 1918 года есть папки с названием "Грузия", где-то порядка 10 томов. Если раньше материалы про Южный Кавказ хранились в папках "Россия" , то после 1918 года они стали помещаться в отдельные папки "Грузия", "Армения" и "Азербайджан".
Информация о Северном Кавказе также есть в немецких архивах, но чаще всего она дается в связи с Южным Кавказом. Тяжелая ситуация на Северном Кавказе не позволяла немцам быть более активными в этом регионе, так как много сил оттягивала Грузия.
Немецкое командование держало своих разведчиков и на Северном Кавказе. Более того, Османская империя попробовала взять Северный Кавказ под контроль, но и у них не было достаточных сил. В итоге было решено разделить Северный Кавказ на зоны интересов немцев и турок: Северо-Восточный Кавказ объявлялся зоной интересов Османской империи, а Северо-Западный – зоной интересов Германской империи.
Интересно и то, что немецкие военные части, отправленные на Кавказ, были из Баварии – поэтому именно в Мюнхене можно найти информацию о них.
Что касается других материалов, еще есть информация во Фрайбурге о действиях сил Германии на Черном море. Именно там я впервые нашел данные о подводных лодках – на грузинское побережье Черного моря в 1917 году прибыла подлодка с оружием для планировавших выступление против Российской империи.
В Австрии также есть большой архив в том числе и с документами австрийской миссии на Кавказе. Именно из фонда этих документов удалось узнать, что Австро-Венгерская империя хотела взять контроль над Арменией по примеру того, как Германия контролировала Грузию до конца 1918 года.
– Насчет документов Третьего рейха. Есть ли там что-то интересное для кавказского исследователя?
– Да, конечно. С Третьим рейхом я еще не работал фундаментально, но в ближайшее время начну работать во Фрайбурге. Я знаю точно, что в Военном архиве Германии много материалов касательно абвера и вермахта – о тех частях, что воевали на Кавказе в 1942–1943 году. Там есть отдельные папки под названиями "Грузинский легион", "Армянский легион", "Азербайджанский легион", а также папки про Северный Кавказ.
– Когда мы говорим о легионерах, есть ли поименный список или имеются только общие цифры?
– Есть и цифры, и документы. В Берлине есть еще индивидуальные дела. Не про каждого солдата, конечно, это ясно.
– Список фамилий участников того или иного легиона можно узнать в архивах?
– Даже по Первой мировой войне есть такая информация. Но не обо всех частях и не на 100%. По одной части это может быть сто человек, в другой части двести, но есть и части, где нет поименных списков.
– Как узнать о судьбе военнопленного? Есть ли такая возможность?
– Существует специальная организация – как в Бад-Арользене, федеральная земля Гессен, – где можно узнать о жертвах нацизма. Им надо отправить имя, фамилию, все данные, которые есть, и они будут искать. У них много материалов. К примеру, мой прадедушка исчез на войне. Я отправил его данные в эту организацию, и они нашли человека с таким именем, который после войны уехал в Австралию. Потом мы разыскали его родственников, он оказался тезкой моего прадеда по имени, фамилии и даже по отчеству.
– Какой документ для вас дорог больше других? Какой находкой вы гордитесь?
– Если мы говорим об одной бумаге, то это тяжело. Для диссертации я работал с десятками тысяч документов. Например, с архивом барона Фридриха Кресс фон Кресенштайна. Там был дневник с 1914 по 1918 годы, а также его воспоминания о Кавказе, еще корреспонденция – это все очень интересно. В общей сложности где-то 700 страниц.
Еще есть архив графа Вернера фон дер Шуленбурга, в нем документы, по которым можно восстановить день за днем процесс провозглашения независимости Грузии. Также там много информации о том, как советская армия пересекла границу Грузии и приблизилась к Боржоми, к Тбилиси. Этот фонд – настоящий клад для исследователя.
– Можно ли удаленно, не находясь в Германии, искать документы по какой-то определенной теме?
– Например, рапорты XIX века из посольства в Петербурге полностью оцифрованы и доступны онлайн, каждый может ознакомиться с ними бесплатно. Но пока мало что оцифровано, если говорить в целом про немецкие архивы.
***
Рекомендуемая литература по теме подкаста: Giorgi Astamadze. German-Ottoman Collision in Caucasus Regarding the Georgian Question in 1918, Remembrance of Georgian Democratic Republic, Hundred Years On, Collection of Scientific Articles, Tbilisi 2018, p. 165–183.
Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии.
Слушайте нас на GOOGLE подкасты – YANDEX MUSIC –YOUTUBE
Форум